Барейчева Р.М.
КРАЕВЕДЕНИЕ В ЧТЕНИИ ПОДРОСТКОВ

        На стыке образования и свободного времени детей библиотекам необходимо найти свою нишу по формированию интересов и потребностей в краеведческой информации. Детские и школьные библиотеки – это центры сохранения национальной культуры и ее пропаганды. Ведь от того, что читают наши дети, зависит, какими они станут, как будет развиваться наш край и вообще весь мир дальше, т.е. сегодняшний школьник-подросток, еще не осознавая сам, создает культуру, науку, традиции, мир будущего.
Нами было проведено исследование среди подростков по изучению отношения к чтению краеведческой литературы и краеведческой информации. С этой целью была определена репрезентативная выборка, в которую вошли учащиеся обоих полов 5,6,7 классов города Казани и разных районов Республики Татарстан. Для сравнительного анализа была обследована ещё одна республика Поволжья – Чувашия. 
Были разработаны анкеты, в которые заложены вопросы об источниках получения знаний о крае, предпочтительной тематике чтения, а также системе средств, влияющих на выбор краеведческой информации. Надо отметить, что большой разницы в выборе приоритетов в ответах детей из Татарстана и Чувашии не было. Однако степень оценки различна.
        Если обратиться к литературе по исследованиям чтения детей, можно увидеть, что имидж библиотекаря как грамотного, эрудированного специалиста в области детской литературы у детского читателя не сформировался. Советам библиотекарей внимает менее 5 % подростков (исследование «Подросток - 97») при выборе литературы для чтения. Однако в области литературы о крае на второе место после учителей выходят именно библиотекари. Это еще раз доказывает, что библиотекам именно с краеведческого направления необходимо вести работу по воспитанию у детей любви к родному краю, культуре и к чтению в частности.
Интерес к краеведческой литературе вызван у подростков разными причинами: в нашей республике большее количество опрашиваемых ответило – интересно знать самому, в Чувашии – по заданию учителя (в данной республике в школах и сейчас проводятся уроки «культуры родного края»).
        Наиболее популярным вопросом краеведения, о котором хочет узнать множество подростков является природа края, причем и среди мальчиков, и среди девочек. Мало привлекательной темой оказались земляки и деятели края. Причины, на наш взгляд, кроются в том, что литература о данных людях, адресованная детям в настоящее время почти отсутствует, существующая написана сухим языком, а может, и мало пропагандируется среди детей.
Информацию о лучших произведениях о крае дети должны получать из краеведческих библиографических пособий. Именно краеведческие рекомендательные библиографические пособия должны помогать юным читателям ориентироваться в современном пестром книжном потоке, содействовать образованию и воспитанию ответственности за судьбу родного края, чувство хозяина родной земли. Отношение к библиографическим пособиям у большинства респондентов довольно сложное. Они желают получать информацию о крае с их помощью, при этом некоторые из них не умеют ими пользоваться, и самое главное многие из них не встречали такие пособия. 
Действительно, сегодня работа по созданию краеведческих библиографических пособий по всей России ведется не так активно, как это необходимо. Так, в Татарстане последнее издание «Татарстан – мой край родной» было опубликовано в 1973 г. А в Чувашии с 1967 по 1996 гг. не опубликовано ни одного библиографического пособия, адресованного детям. Причины сложившейся ситуации: теоретические и методические проблемы библиографирования краеведческой литературы, адресованной детям; отсутствие методического центра для детских библиотек по данному направлению; слабая материально-техническая база самих библиотек. Несмотря на это в Казанской академии культуры и искусств созданы и получили положительную оценку специалистов краеведческие библиографические пособия для детей. Школьники также не остались к ним равнодушными. В настоящее время эти библиографические пособия находятся в печати в Республиканской детской библиотеке Республики Татарстан. 
        В области краеведения работают разные учреждения и организации: музеи, школы, библиотеки, добровольные общества и т.д. Без преувеличения можно сказать, что их отношение к данной работе является точным показателем воспитательной деятельности в обществе. Важно, чтобы работа эта велась совместно, целенаправленно, постоянно, а не выполнялась формально. Многое конечно зависит от обстановки в крае в целом. Но ясно одно: без краеведения вряд ли возможно полноценное воспитание детей. Именно приобщение к истории края, культуре народа, природе способствует формированию у подрастающего поколения таких взглядов, качеств и чувств, которые отличают патриота своей Родины.
Hosted by uCoz