Чудинова В.П.
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК В ПРОЦЕССЕ 
ГЛОБАЛИЗАЦИИ

        Перемены, которые несет наступающий XXI век, сказываются на всех сферах жизнедеятельности современного человека, в корне меняют его представления о мире. И особенно значительно эти перемены затрагивают детей и молодежь. Наступление глобализации и становление нового информационного и мультикультурного мира диктуют пересмотр старых и развитие новых концепций образования и воспитания юных граждан. В развитии этих новых подходов, помимо педагогов, сегодня принимают участие специалисты самых различных сфер знания. 
Один из социальных институтов, традиционно играющих значительную роль в приобщении детей и подростков к ценностям культуры – это детская библиотека. В России библиотеки, роль которых особенно велика в малых городах, поселках, деревнях, предоставляют населению доступ к разнообразной литературе. Большую часть читателей библиотек составляют сегодня дети, подростки, юношество. В первую очередь, это связано с продолжающейся реформой образования, которая вызвала резкий приток в библиотеки этих групп читателей. Усиление образовательной и «социализирующей» функции библиотек – реалии сегодняшнего дня.
        Вместе с тем традиционно библиотека в качестве социального института в своем фонде всегда отражала определенную культурную модель – модель книжной культуры мира и той страны, где она находится.
Еще с начала века, с периода зарождения и развития детских библиотек, критерии отбора литературы в их фонды базировались на взглядах библиотекарей, согласно которым детям должно было предоставляться все наиболее интересное и лучшее из мировой и отечественной культуры. И эти представления библиотекарей всегда опирались на традиции гуманизма и просветительства. Поэтому в России общедоступная библиотека, особенно специализированная детская библиотека, всегда представляла собой естественную среду, где социализация личности происходила с помощью классической, мировой, детской литературы. 
        Сегодня эта модель меняется, обновляется и складывается не только из книжных, но и некнижных материалов (видео- и аудиоматериалов, мультимедиа и др.). Включение библиотек в глобальные информационные сети позволяет им предоставлять своим читателям все новые виды услуг, давая им возможность получать информацию из различных источников по всему миру. Вместе с тем, это ставит перед ними новые проблемы и задачи, среди которых – все большее участие библиотек в медиаобразовании детей и подростков, развитии у них навыков информационной грамотности, а также усиление их роли в качестве «лоцманов», «навигаторов» в киберпространстве.
Для тех библиотекарей, которые работают с детьми, эта роль становится очень важной. Отбор такой информации для детей, которая служит целям их образования и воспитания, становится все более актуальной задачей.
Через разнообразную литературу стран и народов мира дети и подростки получают возможность познакомиться с разными культурами. Сегодня же, в период, когда идеи и концепции культуры мира, поликультурного образования находят все больше приверженцев среди педагогов и воспитателей, библиотеки становятся еще более востребованными. 
Обозначим несколько направлений в работе библиотек, которые в той или иной мере поддерживают идеи, развиваемые ЮНЕСКО в концепции культуры мира. 
        Среди них можно выделить такие направления как:
- знакомство и освоение детьми детской литературы разных стран и народов мира, приобретение ими основ культуры чтения и повышение общей культуры и образованности;
- углубленное знакомство с традициями и литературой разных стран («страноведение» в библиотеках);
- приобщение к культуре и истории родного края (работа библиотек в русле краеведения; сбор краеведческой информации и просвещение местного населения, проведение фольклорных праздников и др.); (Это способствует не только просвещению, но и формированию у ребенка идентичности с родной культурой);
- правовое воспитание детей с помощью литературы; просвещение детей и родителей в аспекте прав человека и прав ребенка;
- создание в библиотеках «защитной» и развивающей гуманной среды, ориентированной на детей и подростков, которая часто служит убежищем от агрессии в окружающем мире.
        Освоение библиотеками концепции и идей, развиваемых ЮНЕСКО, поможет библиотекам еще в большей мере стать проводниками этого направления. Библиотеки – самые доступные и бесплатные учреждения в России тем самым становятся естественной средой для распространения идей культуры мира и ненасилия и могут оказать большую помощь и быть востребованными не только детьми и родителями, но также и специалистами в сфере образования и воспитания.
Развивая свои традиционные и новые подходы в обслуживании детей, подростков, юношества, библиотеки вносят сегодня значительный вклад в образование, воспитание, социализацию подрастающего поколения, готовя его к жизни в глобальном мультикультурном мире.
Hosted by uCoz