Чигрина С.Г.
ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА В КОНКТЕКСТЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ 
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 

       Положение нашей страны, ее культуры и, в частности, детских и юношеских библиотек в культурном и информационном пространстве характеризуется в последнее десятилетие рядом значительных изменений в сторону интеграции в мировую цивилизацию.
В течение всего советского периода процессы развития советской социалистической культуры, педагогики, библиотечного дела несли на себе печать идеологизации, партийности, ярко выраженной классовости, что привело к определенной изоляции отечественной культуры от мировой.
        В постсоветский период, начиная с первых шагов гласности и открытости, происходит постепенное нарастание объема информации во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, которая несет в себе знания, опыт, культурные и нравственные ценности, эстетику мирового сообщества.
Этот процесс чрезвычайно сложен и глубоко диалектичен. С одной стороны, происходит взаимовлияние и взаимообогащение культур наций и народов, а с другой – отечественная культура, многонациональная по-своему историческому складу испытывает на себе заметное влияние западной и американской культур, своего рода американизацию, особенно в сфере формирования эстетических и нравственных ценностей у детей и подростков.
        Что можно противопоставить вышеназванным явлениям и процессам?
Возрождение уникальных национальных культур, как русской, так и всех народов, входящих в состав РФ, и является сегодня одной из основ в формировании национальной идеи на государственном уровне.
В этой связи представляет немалый интерес опыт ученых, педагогов, библиотечных работников. Чувашии в области воспитания детей и подростков на традициях и обычаях народной культуры, на нравственных ценностях чувашской народной сказки.
Чувашская народная сказка (как и сказка любого другого народа) выступает как носитель нравственного идеала, народной эстетики, языка, и в силу всех законов жанра наиболее близка психологии восприятия детей и подростков. В то же время народной сказке, представленной в книге, приходится выдерживать невероятную конкуренцию с целым рядом новых источников информации (радио, телевидение, компьютерные игры, театры, шоу). Конкурентами выступают и другие жанры – детективы, комиксы, «ужастики», парадоксальные истории типа Г. Остера.
Как показывает современная практика работы со сказкой в Чувашии, ее «выживание» возможно лишь при условии комплексного подхода, основанного на концепции этнопедагогики, разработанной академиком Г.Н. Волковым. Этнопедагогика предполагает формирование этнохудожественного сознания на основе многообразия культурно-исторических идеалов и форм воплощения. Ее основы зарождались и передавались из поколения в поколение в семье. Как указывал академик Д.С. Лихачев, семья элитарна, она составляет ту ячейку, которая является носителем культуры языка.
        Осмысление и художественное восприятие чувашской народной сказки происходит наиболее эффективно в системе этнопедагогики, при условии использования триединства, обозначенного в формуле «слово-музыка-узор»): слово – это сама сказка и другие формы устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, считалки и т.д.; музыка – это народные песни, частушки, хороводы, народные танцы, национальные инструменты; узор – это национальные вышивки, костюмы – все, что относится к народно-прикладному искусству.
Теоретическая база позволила разрабатывать целую методическую систему освоения детьми основ художественной народной культуры, неотъемлемой частью которой является сказка. Это проводимые Чувашской Республиканской детской библиотекой им. Н.К. Крупской «посиделки» (совместно с Чувашским телевидением), циклы сказок, игровые программы в Доме кино, популярные «Поле Чудес» и «Морской бой» по сказочной тематике, традиционные – викторины, обзоры, беседы, конкурсы, выставки книг, рисунков, иллюстраций и т.д. Это и внедрение в учебные планы Муниципального лицея № 1 г. Чебоксары экспериментальной программы «Художественная культура родного края», которая предполагает проведение фольклорных праздников совместно с родителями; уроков, различных по форме (урок-концерт, урок-представление, урок-сочинение и т.д.) Это и организация в учреждениях дополнительного образования различных фольклорных кружков и студий, где осуществляется развитие творческих способностей детей.
        В то же время следует отметить некоторое противоречие, которое существует между творческим подходом и поиском в работе со сказкой и недостаточной издательской книжной продукцией для детей: практически не издано сборников чувашских народных сказок, что во многом затрудняет работу педагогов и библиотечных работников.
Опыт работы с народной сказкой в Чувашии может быть творчески осмыслен и применим в сфере воспитания на фольклорных произведениях любой нации и народности, как входящих в состав РФ, так и в ближнем и дальнем зарубежье, поскольку художественная и этнопедагогическая культуры любого народа близки и взаимосвязаны.
В этой связи коренным образом меняются позиция и задачи детской и юношеской библиотеки, которой надлежит стать не только хранилищем и центром работы с детьми на собственно библиотечной базе, но и создать, и расширить новое интеллектуальное и культурное пространство, где найдут место основные нравственные и художественные ценности народа. 
Hosted by uCoz