Чень Юаньмин
ЧТЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КИТАЕ

       В Китае школьники могут свободно читать только после шестилетнего обучения, т.е. после окончания начальной школы, и поэтому под школьниками здесь подразумеваются ученики средней школы.
Общий уровень образования и культурно-просветительной деятельности в стране ещё остается невысоким. В вуз могут поступить всего лишь 15 выпускников. Считается, что качество обучения школы определяется числом школьников, которые поступили в вуз. В связи с этим школа готовит школьников только к экзаменам, невзирая на их способности. Чтобы повысить уровень образования и качество обучения, Министерство просвещения КНР в 1999 г. опубликовало новый учебный план и программу девятилетнего обязательного обучения в начальной и средней школе первой ступени, сильно реформировав содержание учебного процесса. Впервые предметы разделены на аудиторные и внеклассные занятия. Самое важное из внеклассных занятий – руководство чтением школьников. Установлено, что объём чтения школьника средней школы за три года – 2,5 миллиона иероглифов. Литературные произведения в чтении должны составлять 70 % .
Между программой и её осуществлением существует ещё большой разрыв. Теперь школьники по-прежнему мало читают внеклассную литературу. На наш взгляд, причины заключаются в следующем:
        Во-первых, отсталые убеждения учителей и родителей.
Из-за приоритета вступительного экзамена в вуз родители и учителя не хотят, чтобы дети читали внеклассную литературу, считая, что это не очень помогает экзамену. Поэтому по требованию учителей и родителей школьники целый день сидят в классе и «утопают в море задач». У них вообще нет свободного времени читать, развивать свой интерес.
        Во-вторых, новые технические средства.
Телевещание, компьютеры отрицательно влияют на чтение школьников. У школьников мало свободного времени, но большинство их проводят свободное время перед телевизором и компьютером. По статистике школьники тратят гораздо больше времени на телевизор и электронную игру, чем на чтение.
        В-третьих, любовь к чудесам и ритм современной жизни.
Ритм современной жизни становится быстрее и быстрее. Медленный ритм литературных произведений, особенно классических, подробное описание пейзажей и психологии героев не интересуют школьников. Под влиянием телевидения школьники, особенно первой ступени, читают только детективы и аналогичные книги. Дело обстоит со школьниками второй ступени лучше. Специалисты опросили 295 школьников. Всего лишь 26 % из 295 школьников третьего класса второй ступени читали четыре известных классических произведения Китая: «Сон в красном тереме», «Троецарствие», «Речные заводи» и «Заметки о путешествии на запад». 3,7 % читали «Евгению Гранде» Бальзака. Книги о морали и воспитании читали 15 человек. Почти никто не читал книги о теории политики. В результате развития естественных наук и популяризации компьютера книги  в этой области вызывают немалое внимание школьников. Их читали 56 человек (18,9 %). Но почти все школьники (98,3 %) читали такие вспомогательные пособия, как руководство учёбой, параллельное упражнение, сборник экзаменационных работ и др. Эти данные указывают на низкий уровень и узкое содержание чтения школьников.
        В-четвертых, библиотека средней школы.
        Современная библиотека средней школы со стороны внешней формы, внутренних мероприятий, управления, библиотечного фонда остаётся отсталой и не вызывает интереса у школьников Большинство книг в библиотеке – это сборники упражнений, экзаменов и конкурсов. Библиотекари не понимают важности библиотеки в подготовке школьников. 90 % школьников не имеют представления о различных типах книг, не умеют использовать каталог, словари для решения своих проблем. Самое главное – у них нет желания и стимула использовать библиотеку.
        В-пятых, отрицательное влияние на чтение школьников общественных факторов и поведения родителей.
В Китае в последние годы в связи с быстрым развитием экономики растут уважение к бизнесменам и игнорирование знаний. Мало пропагандируется важность чтения и знаний. Это создаёт впечатление, будто чтение не помогает будущей работе. Кроме того, родители, с одной стороны, требуют, чтобы дети тратили всё время на учёбу, с другой, – сами мало читают или почти не читают, в свободное время увлекаются игрой в костяные пластинки «мацзян», воздействуя на своих детей плохим примером. Общественные нравы оказывают на школьников отрицательное влияние в плане приобщения к чтению.
        Чтобы повысить способности школьников к чтению, сделать из них выпускников, отвечающих требованиям программы страны, все сферы общества должны приложить совместные усилия.
1. Учитель должен помочь школьникам усвоить научные способы чтения.
Учитель – один из самых главных источников получения школьниками знаний. Способности к чтению школьники формируют, главным образом, в школе при помощи учителя. Поэтому он должен уметь создать ситуацию чтения, воодушевлять школьников на чтение, вызывать их интерес к чтению, познакомить их с разными способами чтения. Одним словом, научить их читать, при малом усилии достичь больших успехов.
2. Библиотека должна дать школьникам возможность развить свой ум и интерес, открыть им доступ к науке.
В библиотеке многочисленные и разнообразные книги могут расширить кругозор школьников, дать им возможность развить свой ум и интерес. Но перед морем книг подростки часто не знают, что читать, как найти нужные книги. Поэтому библиотека должна помочь школьникам следующим образом:
1) знакомить их с разнообразием книг, с каталогом, научить находить нужные книги, эффективно использовать её фонды.
2)  издавать специальную стенгазету, рекомендующую хорошие новые книги, помогающую правильному чтению, чтобы школьники не ограничивались своими неразвитыми желаниями.
3) регулярно проводить обзоры, показы книг на определённую тему, ориентировать в оценке книги, стимулировать обмен мнениями о книгах, повышать уровень чтения и способность к анализу проблем и их решению.
4) устраивать лекции и дискуссии по текущим событиям и другим интересующим школьников вопросам, семинары с обсуждением произведений и т. п. Библиотека должна выполнять пропагандистскую и воспитательную роль в чтении школьников.
5) открыть доступ к полкам книг, чтобы ликвидировать разрыв между читателями и книгами, экономить время библиотекарей и читателей.
6) расширять виды библиотечного обслуживания и постоянно его совершенствовать, улучшать качество и состав библиотечного фонда.
3. Родители должны наблюдать за чтением своих детей. Школьники читают внеклассную литературу дома. Поэтому отношение родителей к чтению очень сильно влияет на чтение детей и играет важную роль в формировании их мотива и вкуса к чтению. Родители должны знать, читают ли дети, что читают, способствовать лучшему чтению. Кроме того, родители должны предоставить им как можно больше внеклассной литературы. Должны они читать и сами, воздействуя на детей силой примера.
4. Общество должно заботиться о чтении школьников.
        Мы живём в эпоху «взрыва информации». Чтобы дети могли в течение более короткого времени получить больше информации, издательства должны издать адаптированные для подростков классические зарубежные произведения. Общественные организации, научные общества, учреждения правительства, даже предприятия могут организовать разные конкурсы или олимпиады по чтению. СМИ должны пропагандировать учёных и их подвиги, уважение к знаниям, чтению.
Hosted by uCoz