Лиховид Т.Ф.

ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В КУРСЕ “СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ”

На библиотечно-информационном факультете МГУКИ третий год читается общепрофессиональный курс “Социальные коммуникации”. Он охватывает общие вопросы функционирования знаний в рамках информационных коммуникаций от их зарождения до современного периода и является обобщающим по отношению к группе смежных дисциплин: библиотековедению, библиографоведению, книговедению, информатике и др.

Одна из важнейших мировоззренческих задач курса – сформировать у студентов обобщенное представление об информационных ресурсах общества и месте специалиста в области информации, библиотечного дела и библиографии в новой информационно-технологической реальности, укрепить желание соответствовать требованиям нового времени. Непосредственным образом эта задача решается в разделе курса, связанном с проблемами информационного общества.

Данный раздел представлен следующими темами:

· электронно-компьютерный период развития социальных коммуникаций (объясняется его сущность, дается характеристика компьютерных революций, их влияния на различные стороны жизни общества);

· новые технологии в коммуникационных процессах (определяется понятие новых информационных технологий, выступающих одновременно в двух качествах: как продукт потребления и как средства производства; их влияние на переход от индустриального к информационному обществу, выделяются такие базовые технологии, как технология микроэлектронных компонентов, программного обеспечения, телекоммуникаций);

·собственно информационное общество.

Раскрытие проблем информационного общества в курсе “Социальные коммуникации” осуществляется в трех аспектах:

1. В теоретическом (очерчиваются социологическая, культурологическая и футурологическая грани концепции; различие понятий “информатизация” и “информационное общество”).

2. В экономическом (представлены разработки зарубежных и отечественных ученых о переходе от трехсекторной к пятисекторной экономике в развитых странах, закономерности становления информационного хозяйства, общие черты системных кризисов постиндустриального мира).

3. В организационном ( характеризуются американские проекты построения информационного общества, основу которых положил еще в 1993 г. меморандум Клинтона-Гора “Технология экономического роста Америки”; европейские разработки, начатые в 1994 г. докладом М. Бангеманна “Рекомендации Европейскому Совету: Европа и глобальное информационное общество”, всемирные проекты, развиваемые с 1995 г. и сконцентрированные в 11 проектных зонах).

Наиболее сложным вопросом для изложения в студенческой аудитории и, прежде всего, в морально-эмоциональном плане является вопрос информатизации российского общества. Тем не менее многочисленные публикации, появившиеся в специальной прессе в последнее время, связанные с реорганизацией системы ГСНТИ, развитием национальных информационных ресурсов, разработкой законодательной базы информационной деятельности, дают надежду, что наши студенты смогут включиться в построение Российского информационного общества.
 
 

Hosted by uCoz