Теплицкая А.Г.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 
В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

         Гармонической мы можем называть такую личность, у которой осознанные мотивы и стремления не противоречат бессознательной направленности и нравственное развитие достигает высокого уровня. Как основное условие развитие гармонической личности психологи называют формирование у детей нравственных чувств путем организации такого образа жизни, при котором его нравственные чувства и нравственное сознание складываются в практике его общественного поведения.
        К настоящему моменту современная педагогика и психология имеют в своем активе большое количество всевозможных технологий, позволяющих успешно влиять на формирование гармонической личности. Но в условиях стремительной информатизации общества становится понятно, что многие из них требуют существенной доработки с учетом как положительных, так и негативных влияний, которым подвергается человек в новом информационном обществе.
        Одним из принципов существования правового информационного общества является принцип информационной свободы, т.е. доступ членов общества к огромному объему информации, циркулирующему в мировом информационном пространстве. Этот принцип обеспечивает быстрое удовлетворение практически любых потребностей ребенка в получении новых знаний по интересующим его вопросам, что, несомненно, помогает обогащению личности. Но здесь существует опасность – получение ребенком информации, потребление которой крайне негативно сказывается на формировании и усвоении нравственных и социальных норм.
При длительном пребывании в информационном пространстве, потребляя все новую информацию, затрачивая на это все больше времени, ребенок тем самым выключается из естественной общественной деятельности, которая необходима для успешной социализации, восприятия социальных норм и формирования нравственных чувств.
        Место естественного общения занимает виртуальное. Это общение отличает ряд особенностей: анонимность, из которой вытекает неограниченная свобода высказываний; отсутствие (в большинстве случаев) связи виртуальных контактов с реальными, а значит, полное снятие ответственности за свои действия вне реальной общественной деятельности. Очень часто в условиях такого общения наружу вырываются и утверждаются стремления и желания, которые в реальной жизни человек удовлетворить не может из-за социальных ограничений и сознательных нравственных норм. Ребенок начинает жить «двойной жизнью»: здесь и там, а это означает возникновение внутриличностных противоречий и конфликтов, ведущих к дисгармоничному развитию личности.
Для грамотного формирования нравственных чувств ребенка взрослый должен оценивать характер потребляемой и производимой детьми информации. Но это противоречит еще одному принципу информационного общества – информационной безопасности.
Таким образом, на первое место в проблеме формирования гармоничной личности выходит развитие информационной культуры ребенка, сформированность которой обеспечит разумное потребление ребенком информации и использование информационных технологий для развития различных сторон личности, усвоения социальных норм и формирования своей нравственной культур. 
Это проблема еще очень мало разработана и представляет огромный пласт для дальнейшего изучения специалистами многих направлений.
Hosted by uCoz