Тарасова И.Б.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ БИБЛИОТЕКИ

        Библиотеки с древних времен были местом интеллектуального развития детей. Даже в древнем Египте шел процесс обучения писцов на базе классических текстов, хранимых в библиотеках. В нашей национальной культуре детские библиотеки возникли более 100 лет назад как особый институт отношения к детству, призванный заботиться о просвещении и духовном здоровье детей.
        Библиотека – мир книги, мир общения с книгой, поэтому именно книга, чтение играют главную роль в интеллектуальном развитии детей. По мнению ученых, формирование интеллекта зависит на 90 % от чтения и только на 10% от других факторов.
Именно благодаря активному внедрению чтения мы сможем спасти наших детей от последствий функциональной неграмотности, которая поразила подрастающее поколение таких стран, как: США, Канада, Франция, Германия и др. По определению ЮНЕСКО, этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и неспособному к восприятию короткого несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функциональная неграмотность обедняет и ухудшает жизнь человека. Любовь к книге, к знаниям с детства – это основа не только дальнейшей грамотности, но и счастливой дальнейшей жизни в возможности реализовать себя. 
Библиотека является более демократичным учреждением, чем школа. Сюда читатель приходит сам, по своей воле, чувствуя потребность в книге. Общение с книгой в библиотеке – процесс свободный, основанный на добровольном желании приобщиться к духовному опыту человечества, на праве выбора и таланте сопереживать. Ребенок знает, что здесь его не будут спрашивать и ни в коем случае не поставят «двойку». Он знает, что его здесь ждут и всегда помогут выбрать книгу. Специфика библиотеки позволяет увидеть, услышать каждого читателя в отдельности, в детской библиотеке никто и никогда не упрекнет ребенка в бездарности. Очень часто между библиотекарем и читателем устанавливаются особые доверительные отношения.
        В процессе массовой работы библиотека может широко использовать игровые моменты. Интеллектуальные игры стимулируют познавательный интерес, трудовую активность, раскрепощают личность ребенка, помогая ее самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Широко в Ярославской ЦБС используется творческая игра «Поиграем в слова» где дети разгадывают головоломки, шарады, загадки; игра-бросайка «В Ярославле на Волге живем»; игра-беседа «Чьи это следы?»; игра-путешествие «Путешествие Капельки»; познавательная игра-сказка «Приключения в лесной чаще»; игра-конкурс по сказкам Г.-Х.Андерсена. Для более дифференцированного воздействия на читателя разыгрываются ситуации разного уровня сложности, где читатель «вживается» в предлагаемый образ и ищет выход из сложившегося положения. Для этого используются сюжетно-ролевые игры «Хрюша заболел», «Школа делового малыша», «Я, дядюшка Этикет и все, все, все…», а также мини-спектакль «Когда какое слово молвить». Успешно используются в нашей ЦБС элементы телевизионных игр «Звездный час» «Страна Геральдика», своя игра «Жилища: хижины, дома, дворцы»; О, счастливчик! «История в школе и дома»; Поле чудес «Родословная вещей»; Что? Где? Когда? «Русь загадочная». Игра приносит детям радость, но при этом они учатся, развивают воображение, фантазию, абстрактное мышление, эмпатические способности.
        Для личного самоутверждения, в процессе индивидуальной работы дети выполняют разные варианты творческих заданий: сочиняют сказку, придумывают и играют этюд. Важным в интеллектуальном и творческом развитии детей являются элементы актерского мастерства, широко используемые в нашей библиотеке. Дети самостоятельно сочиняют и разыгрывают сказки на известные сюжеты с новым содержанием: как благодаря знанию этикета Красная Шапочка победила злого волка; или как Буратино выходил из сложных положений, проявляя воспитанность и такт. Широко используются кукольные театры, где дети сами ставят постановки по мотивам сказок, разыгрывают нравственно-эстетические ситуации «Приглашаем в Мойдодырск»; «Советы доктора Градусника», «Мудрая Сова и господин Этикет спешат на помощь». Все это помогает создать у ребенка ощущение творческой лаборатории. 
Значительное влияние на раннее интеллектуальное развитие детей могут оказать наряду с бумажными носителями информации различные виды документов: аудио- и видеокассеты, дискеты, CD-ROM, DVD, мультимедиа технологии и использование глобальных информационных сетей. Мы считаем, что не надо книгу противопоставлять новым технологиям, а надо объяснить ребенку какие преимущества есть у того и другого.
        В основе интеллектуального и творческого развития должна лежать не эпизодическая встреча читателя и библиотекаря, а глубокая, хорошо продуманная работа, направленная на систематическое воздействие. Один из детских филиалов Ярославской ЦБС уже 2 года работает по программе «Мир Детства», где массовые мероприятия с детьми проводятся по тематическим блокам, внутри – по циклам. Например, имеется блок для подготовки к школе «Вместе с книжкой и игрушкой». При другом филиале создана студия гуманитарного развития «Родничок», где дошкольники учатся читать, писать, разговаривать. Для этого используется игра, кукольный театр, сказки. Реализуются программа «Первые шаги в музыку»; а также двухгодичная программа «Путь к слову» для сохранения и развития русского языка в условиях детской библиотеки.
Исходя из всего изложенного, мы считаем, что детская библиотека может успешно развивать интеллектуальные и творческие способности детей с самого раннего детства. В то время, когда перед детьми закрываются двери музыкальных школ и студий, двери библиотеки должны широко распахнуться, давая возможность каждому входящему обрести духовные силы, душевное спокойствие и радость общения с прекрасным.
Кто ищет работу или сотрудников.
Hosted by uCoz