Соколова Ю.А.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРИБОЕДОВСКОГО КРУЖКА РАССКАЗЧИКОВ (1914–1919 гг.) КАК ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ (1920–1933 гг.)

         Среди ряда научно-исследовательских педагогических институтов, созданных в 20–30-е гг. при Наркомпросе РСФСР, особое место занимает Институт детского чтения (ИЧД), функционировавший в Москве вплоть до 1933 г. История его создания и деятельность были мало освещены в печати и практически забыты. Между тем Институт, являясь Всероссийским научно-методическим центром изучения детской литературы и вопросов детского чтения, внес весомый вклад в развитие теории и методики библиотечной работы с детьми и юношеством в период становления Советского государства.
        Историю ИЧД нельзя рассматривать в отрыве от функционирования предшествующих ему Грибоедовского кружка рассказчиков (1914–1919 гг.) Комиссии по детскому чтению, созданной при Наркомпросе РСФСР в 1919 г. 
Идея создания Кружка рассказчиков при Московской публичной библиотеке имени А.С. Грибоедова принадлежала известному педагогу А.У. Зеленко, который, побывав в 1913 г. в Америке на «часах рассказа», начал свои первые опыты по рассказыванию в детской читальне этой библиотеки. Рассказывание быстро завоевало популярность как среди юных читателей, так и среди специалистов по детскому чтению.
К осени 1914 г. при публичной библиотеке им. А.С. Грибоедова в детской читальне из числа библиотекарей и педагогов-энтузиастов формируется кружок рассказчиков, получивший известность как Грибоедовский. С самого начала своей деятельности Грибоедовский кружок был тесно связан с библиотечными курсами при Народном университете им. А.Л. Шанявского, где А.У. Зеленко читал курсы: «Детские библиотеки» и «Духовное развитие детей в связи с детским чтением». Первые рассказчики и сотрудники библиотеки им. А.С. Грибоедова принимали непосредственное участие в работе курсов как ассистенты и лекторы (М.Х. Свентицкая, Ю.В. Фомина, Т.А. Григорьева, А.К. Шнейдер, руководившая курсом по рассказыванию в университете). В числе кружковцев были авторитетные деятели в области педагогики и внешкольной работы Н.В. Чехов, А.К. Покровская, А.М. Калмыкова, которые с 1920 г. были членами коллектива Научно-исследовательского института детского чтения. 
        Первоначально основным репертуаром рассказывания были сказки и произведения устного народного творчества, ориентированные на аудиторию дошкольников и младший школьный возраст. Затем кружковцами осваивается новый материал для аудиторий подростков и юношества – это художественные произведения классиков и рассказывание на научные темы. Рассказывание часто сопровождалось раздачей книг.
        Целью рассказывания было побуждение малограмотной аудитории к самостоятельному чтению, привлечение детей и подростков в библиотеку. Эффективность достигалась за счет широкого охвата слушателей, педагогического воздействия рассказа на духовное развитие детей и юношества.
Деятельность Кружка развивалась в нескольких направлениях и носила как чисто теоретический, так и практический, экспериментальный характер. К теоретической части относились разработка методики рассказывания, выбор материалов. В практическую же входили выступления рассказчиков перед аудиторией, подготовка начинающих рассказчиков и экспериментальное изучение своих аудиторий.
В 1915 г. Кружок получает официальное признание Московского городского управления, имеет свой бюджет, помещения, штатных сотрудников, организует свои библиотеки (методическую и репертуарную) и разбивается на секции. В их числе: сказочная, художественного рассказа, а также музыкальная и ассистентская.
По окраинам Москвы кружковцы создают 25 аудиторий, которые вскоре становятся клубами, где велась постоянная еженедельная работа по рассказыванию среди подростков и рабочей молодежи.
После революции многие сотрудники Кружка становятся лекторами для взрослых. В Кружке остается только две секции – сказочная и художественного рассказа. Грибоедовцы лишаются отдельного помещения и опять работают в стенах библиотеки им. А.С. Грибоедова.
В начале 1919 г. Грибоедовский кружок свернул свою деятельность. В том же году при Наркомпросе РСФСР была создана Комиссия по детскому чтению. В ее работе приняли участие работники Кружка.
        В 1920 г. по инициативе группы лиц, входивших в Грибоедовский кружок (А.У. Зеленко, А.К. Покровская, Н.В. Чехов) Наркомпросом РСФСР на базе Кружка и Комиссии по детскому чтению был создан первый в мире Институт детского чтения, который стоял у самых истоков формирования теории и методики библиотечной работы с детьми и юношеством. Возглавила Институт детского чтения А.К. Покровская, а А.У. Зеленко, Н.В. Чехов, Т.А. Григорьева и другие составили его научное ядро.
Изучение архивных материалов, трудов Института детского чтения и его предшественников даст объективное представление о деятельности уникального научно-исследовательского коллектива, его роли в развитии отечественной науки о детском чтении, в разработке теории и методики библиотечной работы с детьми в 20–30-е гг.
Hosted by uCoz