Самохина Е.О. 
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОЙ 
РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ VIII ВИДА

       В настоящее время в нашей стране существует сеть коррекционных школ для детей, имеющих отклонения от норм интеллектуального или физиологического развития. Современный процесс социальной реабилитации таких детей представляет собой комплекс медицинских, педагогических, культурологических мероприятий, способствующих раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка, его полноценной адаптации в социуме.
        Работа с читателями, обучающимися в коррекционном учебном заведении VIII вида (вспомогательной школе), является специфическим аспектом современной педагогики детского чтения. Общаясь с такими детьми, библиотекари испытывают определенные трудности, потому что наряду с основными профессиональными задачами им нередко приходится выполнять функции педагога-дефектолога.
Для достижения максимальной эффективности процесса социокультурной реабилитации читателей с ограниченными возможностями библиотекарь должен знать особенности их интеллектуального и психического развития, а также наиболее эффективные методы педагогической коррекции.
        Большинство учеников коррекционной школы VIII вида страдают олигофренией. Олигофрения – это форма патологии, основанная на определенной биологической недостаточности центральной нервной системы преимущественно мозговых структур. 
Работающий в таком учебном заведении библиотекарь должен знать, что недостаточность познавательной деятельности – главная особенность интеллектуального развития этих читателей. Данный дефект обусловлен низкой способностью к обобщению и отвлечению (мышлению), а также нарушением подвижности психических процессов, слабым развитием памяти и внимания.
Мышление таких читателей имеет наглядно-образный характер, способность к отвлечению и обобщению слаба. Словарный запас детей с ограниченными интеллектуальными возможностями невелик, грамматический строй предложений примитивен. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно и не всегда адекватно.
Ведущую роль в эстетическом процессе восприятия художественной литературы играет психический процесс воображения. Исследованиями отечественных психологов Л.В. Занкова, О.В. Боровика, Н.А. Цыпиной доказано, что воображение таких детей страдает образной бедностью и эмоциональной неподвижностью.
        Учитывая эти факты, система библиотечных занятий с читателями, имеющими ограниченные возможности интеллектуального освоения мира, должна быть организована таким образом, чтобы задания, предлагаемые детям, в наибольшей степени способствовали коррекции недостатков развития их интеллекта и психики.
К профессиональным качествам библиотекаря, работающего в коррекционном учебном заведении, следует отнести спокойствие, самообладание, сдержанность, безусловное уважение личности ребенка, независимо от мнения о нем медиков, педагогов, родителей, а также умелое сочетание требовательности с чутким отношением к читателю. 
Библиотекарь – профессионал должен не просто сострадать больным детям, а понимать внутренний мир каждого читателя, верить в его творческий потенциал.
Коррекционно-воспитательная деятельность библиотекаря предполагает:
- воспитание у детей эмоционального восприятия художественного слова;
- развитие чувства родного языка, обогащение активного и пассивного словаря школьников;
- развитие воображения и эмоциональной памяти читателей;
- помощь педагогам в развитии эстетических задатков детей.
        Экспериментальная работа, ведущаяся на кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ, показывает, что библиотекарь только тогда добивается интеллектуального и творческого развития личности ребенка с ограниченными возможностями, когда использует на одном библиотечном занятии несколько форм и методов работы. Например, выставку новых книг можно успешно сочетать с выразительным чтением и рассказыванием наиболее интересных отрывков из них, затем необходимо побеседовать с детьми, а в конце занятия целесообразно предложить школьникам выполнить иллюстрации.
Итоги первого этапа экспериментальной работы в начальных классах коррекционного учебного заведения VIII вида позволяют выделить три уровня включенности читателей младшего школьного возраста в творческую деятельность.
На низком уровне у ребенка отсутствует желание читать книги, выполнять иллюстрации, поделки.
На среднем уровне ребенок после предложения библиотекаря читает книги, пересказывает отрывки из них, рисует, выполняет поделки.
На высоком уровне читатель по собственной инициативе обращается в библиотеку за книгой, выполняет иллюстрации, поделки, пытается соотнести свою жизнь с судьбами литературных героев.
Hosted by uCoz