Руссак З.В.
ЧИТАЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ И ОБЩЕДОСТУПНАЯ БИБЛИОТЕКА
(по итогам конкретного социологического исследования)

        Молодежь – одна из наиболее изучаемых современных читательских категорий библиотек. Исследования ее чтения и читательского поведения в последние годы проведены на разных региональных уровнях как отдельными исследованиями, так и исследовательскими коллективами. Между тем тот фактор, что молодежная аудитория является сегодня одной из ведущих групп в составе читателей общедоступных библиотек, заставляет каждую библиотеку знать ее «в лицо», т.е. иметь точное и полное представление о ее читательских характеристиках в их проявлении в условиях конкретной библиотеки. С этой целью социологическое исследование проведено в 1999 г. в ЦБС муниципальных библиотек г. Челябинска.
        Читатели молодежного возраста – наиболее значительная в количественном отношении читательская группа данной ЦБС (35 %). Ориентир на нее во многом задает установки в комплектовании, организации фондов и СБА, содержании массовой работы. Развитая сеть высшего, среднего специального и школьного образования в городе, обладающая представительной системой учебных библиотек, вносит серьезные коррективы в картину читательского поведения молодых читателей как пользователей общедоступных библиотек.
Исследование показало, что молодежи присущи сложные информационные потребности, значительную часть которых удовлетворяют муниципальные общедоступные библиотеки. Для этой группы читателей данный вид библиотек выступает, прежде всего, в качестве «деловых» библиотек. 85 % респондентов определили их как возможный источник получения информации для учебы и работы, в которой они нуждаются. Широкое признание учащейся молодежью общедоступной библиотеки в качестве необходимого условия их учебной деятельности убеждает в том, что на этапе 90-х гг. она укрепила свои позиции как центра деловой информации.
        Информационные запросы молодых читателей в возрасте от 15 до 25 лет базируются, прежде всего, на содержании учебной деятельности. Вторым по значимости направлением в тематике их читательских потребностей является информация о правах и обязанностях современных молодых людей; третьим – «здоровье». В разнообразном перечне «серьезных» направлений чтения в качестве значимых респонденты признали, прежде всего, такие, как: потребность в знаниях о жизни общества, о проблемах общения, о взаимоотношениях полов, о сети Интернет, «где и как можно заработать».
        Исследование зафиксировало разнообразие источников информации для современных молодых читателей. Ведущими среди них респонденты назвали газеты и журналы, отметив их доступность для чтения как в библиотеках, так и для приобретения. В числе наиболее полезных и доступных источников определены телевидение и художественная литература. В библиотеках среди наиболее устраивающих молодых читателей источников выступают справочники, энциклопедии и учебная литература, при этом отмечается их недостаток в отдельных библиотеках-филиалах. Вместе с тем в молодежной читательской  среде невелико признание значимости работников библиотек, библиотечных книжных выставок в качестве источников информации.
В целом качество информационной работы общедоступных библиотек респонденты оценивают довольно положительно: 50 % опрошенных вполне ею довольны, 42 % довольны частично и недовольны 8 %. Только в 2 % случаев молодой читатель общедоступной библиотеки с трудом получает необходимые услуги или вообще остается без информации. В качестве основных причин неудовлетворения библиотечным обслуживанием читатели называют отсутствие в библиотеке дополнительных, помимо литературы, источников информации, невысокий уровень информированности библиотекарей.
        Наиболее привлекательными фондами информационного обслуживания читатели признали консультации по темам, информационные списки литературы, информационные пакеты. Их одобрение вызывают также подготовленные библиотекарями  дайджесты. Оформленные в 90-е гг., эти формы обслуживания, видимо, в наибольшей степени соответствуют информационным потребностям современной молодежи (традиционные формы, такие как информины и дни информации, вызывают интерес только у 10 % пользователей библиотек).
Значительная роль общедоступной библиотеки в организации досуга молодых людей. Такие современные виды досуга, как: «просмотр видео», «компьютер», «посещение баров, кафе, дискотек» в молодежной среде, в провинциальной, во всяком случае, конкурентами не являются.     Досуговые мероприятия, проводимые библиотекой, привлекательными для молодежи не являются. Специфика досуговой функции библиотеки в отношении этой читательской группы состоит в том, чтобы способствовать времяпровождению молодежи вне ее посредством, прежде всего, как показало исследование, чтения развлекательной литературы.
        Серьезные требования молодые читатели предъявляют к личностным и профессиональным качествам библиотечных работников. Настроение библиотекаря, его профессиональное мастерство являются значимыми факторами библиотечного обслуживания для 65 % молодых респондентов. Совокупность высказываний представителей этой читательской группы в отношении библиотекарей позволяет утверждать, что в практике их обслуживания серьезное внимание должно придаваться индивидуальному подходу, содержанию квалификационных и личностных характеристик обслуживающего персонала.
Hosted by uCoz