Беспалов В.М. 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕРАПИИ

       В настоящее время повышается интерес и внимание к библиотерапевтической стороне чтения и возможностям позитивного влияния текста на читателя. Практику библиотерапии можно рассматривать как подраздел эстетотерапии, которая в свою очередь уводит корнями в глубь тысячелетий. Теоретические основы предмета – это зона пересечения психотерапии с психологией чтения, относительно новым и перспективным научным направлением.
        В целом на сегодняшний день теоретических положений, раскрывающих закономерности библиотерапевтического воздействия, немного. Однако эти положения очень значительны и позволяют прогнозировать причинно-следственные связи восприятия с основными состояниями психики. Из них можно умело делать многочисленные конкретные и личностно значимые выводы об организации чтения.
К психологические аспектам, прежде всего, относится принцип библиотерапевтического действия: герой произведения находится в ситуации сходной с жизненной ситуацией читателя и находит успешный выход, опираясь на собственные силы, либо на объективные условия. Явления психического заражения, эмоционального созвучия, «перенесения» обеспечивают действие воспринимаемого текста на читателя. Данные явления соответствуют павловскому учению о закономерностях работы I и II сигнальных систем. В методологии Н.А. Рубакина, описывающей смысловое восприятие, поясняется, каким образом слова текста вырывают адекватную реакцию в психике, памяти (мнеме), интеллектуальной сфере человека. Из выше названного принципа действия вытекает много последствий: непригодность мистических текстов; возможность создания и применения искусственных текстов, целенаправленных хрестоматий; направления индивидуального подбора рекомендуемые жанров, авторов и произведений.
        Можно сформулировать блок-схему библиотерапевтического воздействия: слово (текст) активирует образование соответствующих мысле-форм; они, в свою очередь, воздействуют на состояние психики и возбуждают определенные группы нервных клеток мозга; группы клеток мозга подают «команду» (сигнал), управляющий физиологической работой желез и внутренних органов тела. Таким образом текст порождает в воспринимающем субъекте последовательность библиотерапевтических воздействий: формирование побудительной мотивации, содействие перестройке и созданию установок, упорядоченное влияние на физиологическое состояние. Необходимо отметить, что такая схема изложена в упрощенном варианте, а взаимодействие информации и физиологии работает в обе стороны.
Большие перспективы заложены в более подробном изучении соответствия ритмов текста и психики человека. Например, эмпирически известно, что чтение стихов в вечернее время снимает у людей немотивированные чувства страха и страдания. Срабатывает элементарное явление резонанса, при соприкосновении с наиболее ритмически организованным текстом. Теоретические разработки и поиски подобных закономерностей необходимо продолжить.
        Применительно к библиотечно-библиографической сфере есть возможность решать следующий перечень психологически насыщенных библиотерапевтических задач. Прежде всего, это: возвышение духовных и нравственных помыслов человека посредством возбуждения явления «катарсиса», корректировка настроения в сторону его улучшения, подавление отрицательных эмоций и эгоцентрической фиксации внимания на собственных недугах, возбуждение беззаботности, смеха и юмора, развитие воли и веры в возможности оздоровления, в возможности человека.
Hosted by uCoz