Райкова Г.А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЯ 
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОТДЕЛОВ 
БИБЛИОТЕЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        Современная социокультурная ситуация свидетельствует о небывалых темпах инновационных изменений в библиотечном деле. Смена политических и экономических ориентиров, освобождение из-под идеологического диктата, децентрализация управления, освоение новых информационных технологий и инициативных форм хозяйственной деятельности и многие другие факторы определили новую парадигму библиотечной деятельности.
        При этом изменилось само понятие «библиотекарь-профессионал». Достаточно проанализировать усложнившуюся структуру универсальных научных библиотек и крупных централизованных библиотечных систем, в которых появились отделы и секторы: автоматизации, инноваций и маркетинга, социологии, психологии, экономики, права, дизайна и другие. За последние несколько лет в различных регионах страны формируются неизвестные ранее модели библиотек: библиотеки-музеи, салоны, всевозможные центры досуга и общения и тому подобные.
        Первыми реагируют на эти изменения учебные программы средних и высших библиотечных и культурно-просветительных заведений. В вузах и колледжах разрабатываются программы для обучения таких специалистов, как: маркетолог, менеджер, социолог, администратор баз данных. Например, Восточно-Сибирская академия культуры и искусств первой в стране подготавливает библиотекарей-музееведов.
Соответственно меняется модель профессионального чтения библиотекаря. То, что раньше входило в круг (общеобразовательного) чтения: книги по культурологии, психологии творчества, социологии, отдельным направлениям экономики, права и др., сегодня составляет одну из основ обязательного профессионального чтения. Более того, такое чтение все больше дифференцируется. Руководители библиотек, чья структура постоянно усложняется, вынуждены изучать литературу по управлению персоналом, регламентирующие и законодательные документы. Многие из них принимают непосредственное участие в создании и экспертизе документов законодательного характера в своих регионах. Появление новых профессиональных периодических изданий, таких, как «Библиотека и Закон», «Независимый библиотечный адвокат», свидетельствует о новых предпочтениях в профессиональном чтении.
        Специфическая картина чтения формируется и у руководителей специализированных служб и подразделений библиотеки. Даже на уровне филиалов централизованных библиотечных систем круг профессионального чтения различается. Очевидно, что сотрудникам библиотеки-филиала семейного общения нужна несколько иная литература, чем коллегам из филиала духовного возрождения, или межнационального общения.
        Таким образом, формируя представление об оптимальной модели профессионального чтения современного библиотекаря, можно утверждать, что образуется не одна обобщенная модель, а некоторая система, варьирующаяся в зависимости от характера деятельности, а также региональных и даже локальных особенностей.
        Те факторы, которые ранее рассматривались при составлении модели профессионального чтения как главные, сегодня играют второстепенную роль. Первоочередным становится определение содержательной стороны чтения, разработка нового тезауруса, ключевых, четко сформулированных рубрик, базисных перечней научных дисциплин и тех направлений, которые должны составлять общее в специализированном фонде любой крупной публичной библиотеки, играющей роль методического центра, а значит, являющейся звеном системы непрерывного библиотечного образования.
        Верхний уровень иерархической структуры профессионального чтения может быть представлен, например, в виде предметно-тематической картотеки, которую создает каждая библиотека-методический центр. Она отражает «общее» в модели профессионального чтения. «Особенное» модели будет представлено изданиями, выпущенными в регионе, например, отчетами библиотек, их рекламной продукцией и тому подобное. К «особенному» относится печатная продукция центральных городских и центральных районных библиотек централизованных библиотечных систем.
        Соответственно сегодня появляется острая необходимость в новых подходах к изучению профессионального чтения библиотекарей, в процессе которого используются не только традиционные опросы (что, в каких целях вы читаете и тому подобное), но и другие методы выявления характера профессионального чтения: проектирования, моделирования, системного анализа, а также достижения в области аксиологии, социальной инноватики. Особенно важно, чтобы эти подходы соотносились с новыми формами системы непрерывного образования библиотекаря: тренингами, мастер-классами, управленческим консультированием, предметно-деловыми играми и т.д. Эффективность использования этих форм и методов во многом зависит от уровня подготовленности самих библиотекарей. Предварительное изучение профессиональной литературы выполняет превентивную роль, создает своеобразную установку на восприятие новой информации, что особенно важно в дистанционном обучении библиотекарей. Обучающий и обучаемые будут понимать друг друга, говорить на одном языке, работая в режиме диалога.
        Создание моделей профессионального чтения библиотекарей должно быть стадией, предшествующей посещению семинаров, лекционных курсов и тому подобное. Таким образом, формирование фондов специализированной профессиональной литературы становится одной из предпосылок оптимизации системы непрерывного образования библиотекарей.
Домашнее задание к математике gdz.name/6-klass/gdz-po-matematike-6-klass-zubareva-mordkovich.
Hosted by uCoz