Марусич Ж.В.


ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ - КОМФОРТНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ


Новой общественной ситуации, возникшей в результате политических изменений и затянувшегося экономического кризиса, свойственна высокая степень конфликтности. Отчетливо наблюдается несоответствие между достижениями технической мысли, уровнем информатизации общества и социальным благополучием человека. Особо потрясли эти изменения Северо-Кавказский регион, ставший полигоном военных действий, местом влияния различных политических и религиозных сил. Естественно поэтому, что библиотеки в силу своей высокой гуманной миссии, ищут пути целенаправленного содействия установлению гражданского мира и согласия, осуществляют приобщение широкого круга населения разных возрастов к имеющемуся в стране культурному потенциалу, с целью помочь им за счет использования информационных ресурсов преодолеть кризисную ситуацию.

Ставропольская краевая библиотека для слепых имени В. Маяковского как часть библиотечного сообщества края имеет специфические отличия, вытекающие из потребностей особой группы пользователей библиотеки. Вместе с тем, являясь одной из крупных в среде российских специальных библиотек для людей с нарушениями зрения, библиотека строит свою деятельность в зависимости от местных условий и собственного видения перспектив развития.

Проблемы и реалии сегодняшнего дня заставили иначе взглянуть на свой опыт и уровень знаний. Приходиться учиться умению находить дополнительные источники финансирования, создавать новую информационную продукцию, завоевывать новое информационное пространство, внедрять новые базы данных и т.д. Суть изменений, происходящих в сфере обслуживания библиотеки, можно кратко определить как адаптацию к новым экономическим условиям и технологиям. Сохраняя традиционные подходы, библиотека ищет наиболее оптимальные, дающие высокие результаты.

Библиотека для слепых целью своей деятельности считает оказание помощи инвалидам в реализации их прав на равный доступ к информации. Информация и знание важны не сами по себе, это не цель, а лишь средство, помогающее человеку в определении своего места в жизни, решить проблемы, укрепить свои жизненные позиции. Библиотека своими специфическими средствами старается помочь преодолеть трудности, связанные с нехваткой знаний, квалификации, образования, содействуя таким образом социальному продвижению личности.

Для решения задач в достижении главной цели библиотечного обслуживания в 1998 г. был создан "Сектор современных информационных технологий". В круг его обязанностей входит: автоматизация библиотеки; формирование информационного потенциала библиотеки с использованием ресурсов Интернет, работа над перспективными программами и проектами развития библиотеки; оказание помощи сотрудникам библиотеки в освоении компьютерной техники; выпуск методических материалов на различных носителях информации; производство специальных изданий для незрячих пользователей; обеспечение бесперебойной работы библиотечного компьютерного оборудования.

За период с 1996 по 1999 г. в библиотеке произошли существенные изменения, связанные с внедрением новых технологий и перечня библиотечных услуг. На сегодняшний день библиотека имеет 14 компьютеров, из них 3 находятся в филиалах (Ставропольский, Георгиевский, Кисловодский); 3 предназначены для служебного пользования (администрация, бухгалтерия, сервер), остальные объединены в локальную сеть, что создает при сохранении за каждым рабочим местом определенных функций доступ к ресурсам библиотеки и Интернет. 2 компьютера выделены для работы читателей - обучения, самостоятельного выхода в Интернет, в том числе компьютер для обучения детей-инвалидов. Программное обеспечение нашей локальной сети - библиотечно-информационная программа "Liber". На ее основе создан электронный каталог объемом в 50 тыс. учетных ед. книжного фонда.

Кроме информационно-библиотечной системы в настоящее время в библиотеке действуют 2 издательских комплекса: оперативной брайлевской печати и издания литературы укрупненным шрифтом для слабовидящих, два информационных центра в библиотеке с выходом в Интернет и собственной полнотекстовой базой данных о жизни инвалидов "Эдельвейс", три информационных центра в филиалах библиотеки.
Проблема удовлетворения информационного спроса инвалидов по зрению легла в основу концепции отдела тифлобиблиографии и информации на 2000-2001 гг. "Доступность информации-комфортность обслуживания". На основе ресурсов Интернет, начат выпуск информационных материалов "Интернет и общество".

В целях изучения информационной культуры незрячих пользователей путем анализа их информационных потребностей в 2000 году было проведено социологическое исследование на тему "Информационная культура незрячего пользователя: анализ потребностей и пути их удовлетворения".

Были определены следующие задачи: изучить спрос незрячего пользователя на информационные услуги, предоставляемые библиотекой для слепых; выявить реальные информационные потребности незрячего пользователя; показать оснащенность библиотек для слепых Северо-Кавказского региона современными информационными технологиями и тифлотехническими средствами; по результатам исследования разработать программу информатизации Ставропольской краевой библиотеки для слепых имени В. Маяковского на 2001-2005 гг.

В качестве основного метода социологического исследования применялся анкетный опрос. Анкетированию подверглись: читатели спецбиблиотеки, инвалиды по зрению трех возрастных групп (25-35, 36-45, 46-55 лет), массажисты, инженеры-программисты, специалисты, работающие с инвалидами по зрению, библиотечные специалисты (сотрудники краевой библиотеки для слепых, директора библиотек для слепых Северо-Кавказского региона).

Всего в анкетировании приняли участие 250 респондентов.

На основе анкетирования можно сделать следующие выводы:

1. Все группы респондентов считают, что библиотека должна, в первую очередь, развивать услуги по начитыванию материала на магнитную ленту и обучению компьютерной грамотности незрячих пользователей. Небольшой процент респондентов согласен эти услуги оплачивать.

2. Все респонденты указали на отсутствие в библиотеке таких тифлоинформационных технических средств как: телефон с синтезатором речи, аппаратно-программный комплекс "Vox", пакет программ укрупненного шрифта "Viso", комплекс цифровой записи и тиражирования "говорящих" книг.

3. Такие источники информации, как Интернет, ФидоНет, ФАПСИ, e-mail, используют в своей работе следующие группы респондентов: инженеры-программисты, библиотечные специалисты. Остальные группы респондентов не имеют навыков работы на компьютере, но хотели бы, чтобы в их библиотеке было организовано АРМ незрячего пользователя.

4. Все группы респондентов на практике убедились в том, что использование библиотекой современных компьютерных технологий открыло для них новые пути получения качественной информации.

5. В целом все группы респондентов удовлетворены качеством и оперативностью обслуживания в библиотеке. В то же время они высказывают замечания, предложения, пожелания по улучшению обслуживания читателей библиотеки.

6. Уровень оснащенности библиотек для слепых Северо-Кавказского региона оценили как "низкий" 45% респондентов-руководителей библиотек, как "средний" - 27%.

7. Все спецбиблиотеки региона планируют дальнейшие шаги по информатизации, включающие: приобретение оборудования, программных средств, создание и приобретение электронных баз данных, издательских комплексов и т.д.

Сегодня, как никогда остро, встает проблема взаимодействия библиотек. Специализация и кооперация библиотечно-информационных служб в условиях ограниченного финансирования становятся чрезвычайно важными. Только объединяя усилия, ставя перед собой единые цели, можно решать самые насущные задачи. Необходимо создание совместных проектов, благодаря которым стало бы возможным появление единого информационного пространства, смогла бы осуществиться давняя мечта специалистов о взаимном использовании ресурсов на благо наших читателей. Практическая реализация постепенного перехода к кооперативным методам работы в глобальных информационных сетях - это не будущее, а настоящее. Интеграция информационных ресурсов российских библиотек, обеспечение их доступности для отечественных и зарубежных пользователей входят в число приоритетных направлений деятельности Министерства культуры РФ и поддерживаются практиками.

Практическим подтверждением этого является прошедший в апреле 2000 г. зональный семинар на тему: "Социальная востребованность библиотек южного региона РФ: опыт работы муниципальных и специальных библиотек для слепых в информационном обеспечении инвалидов". Организаторами проведения выступили Министерство культуры РФ, Министерство культуры Ставропольского края, Российская государственная библиотека для слепых, Ставропольская краевая библиотека для слепых имени В. Маяковского, на базе которой и проходил семинар.

На семинаре были затронуты актуальные проблемы, стоящие перед библиотеками южного региона. Его участникам было предложено "Соглашение о взаимном сотрудничестве муниципальных и специальных библиотек южно-российского региона по информационному обеспечению инвалидов", цель которого содействие равенству инвалидов в обществе. Участниками Соглашения может быть любая организация (частное лицо), работающая с инвалидами и решающая задачи достижения главной цели.

Hosted by uCoz