Колганова А.А.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВЕКОВ

          В системе специальных библиотек, в последнее десятилетие претерпевающей типологические изменения, активно развивается такая разновидность, как библиотеки искусств. Сюда относится и одна из старейших ветвей – театральные библиотеки, которые не просто имеют свои исторические и фондообразующие особенности, но и функционируют на особый лад. Их назначение – обслуживать потребности театральной отрасли, и шире – сферу зрелищных искусств в целом.
        Формально в последние годы эти библиотеки не объединены в единую сеть, что вызывает большие проблемы в их развитии и явно обедняет возможности широкого культурного использования потенциала их богатых коллекций. Особую ценность представляют накопленные в недрах таких специализированных библиотек фактографические и библиографические картотеки.
        На протяжении многих десятилетий эти библиотеки работали как отраслевая система, во главе которой стояла Государственная Центральная театральная библиотека (ныне –Российская Государственная библиотека по искусству (РГБИ). 
Объединяющим признаком для данного вида является содержание фондов, тематический и видовой отбор материала, профиль комплектования, ориентированный на документы по театральному делу и смежным с ним видам искусства. 
        К числу театральных библиотек в первую очередь относятся и самостоятельные в юридическом отношении учреждения, такие, как Российская Государственная библиотека по искусству, сохранившая в качестве приоритетного направления комплектование и информационную деятельность в сфере театра. Одной из старейших библиотек страны является Санкт-Петербургская Театральная библиотека. 
К данному типу библиотек следует относить и библиотеки, входящие в состав других культурных учреждений. Эта «генетически» сложившаяся зависимость вызывает специфику в работе последних. Более ста библиотек разного масштаба входят в число принадлежащих творческим союзам и объединениям, головной для этой сети является Научная библиотека Союза театральных деятелей РФ. Богатыми фондами отличаются библиотеки многих театров. Среди них есть и старейшие коллекции, к примеру, в библиотеке Малого театра. Есть и новые собрания, совмещающие в себе функции театрального архива и библиотечного фонда.
        Как театральные создавались библиотеки соответствующих музеев: Государственного музея театрального искусства, Санкт-Петербургского театрального музея, ряда мемориальных музеев театральных деятелей. (Ф.И. Шаляпина, М.Н. Ермоловой и др.). Сложны функции многих библиотек учебных заведений, по составу фонда, несомненно, примыкающих к театральным, в отличие от упоминавшихся организаций, подчиненных не Министерству культуры, а иным ведомствам (например, Академия театрального искусства). 
Значительное место занимают театральные коллекции в библиотеках научных учреждений – Институте Истории искусств (СПб), Государственном институте искусствознания.
        Благодаря условности классификации, к данному типу часто причисляют и некоторые из музыкальных библиотек, в свое время возникших как театрально-музыкальные.
        Фонды театральных библиотек отличаются богатством и разнообразием собранных в них документов. К ним относятся не только книги, периодические издания, но и документальные коллекции, рукописи, материалы, фотографии, открытки, театральные программы, ценнейшие эпистолярии, сценографические и иконографические материалы. Особый интерес для истории отечественной культуры приобрели собрания пьес.
        Основные пользователи театральных библиотек – деятели сцены, кинематографа, телевидения. Помощь организаторам фестивалей, шоу, конкурсов, художественных студий, музеев, демонстраций мод, спортивных зрелищ также требует высокой профессиональной квалификации, проявляемой сотрудниками этого вида библиотек, как правило, сочетающих навыки и образование библиотекаря со знаниями искусствоведа.
Аудитория читателей значительно расширилась в последние годы в связи с развитием культуры, открытием новых театров и студий, расширением границ художественного творчества и эстетических направлений, жанрового развития Студенты составляют отдельную категорию читателей, работа с ними требует специальной методики, их запросы влияют на состав фондов и характер информационно-библиографического обслуживания. Появилось множество новых высших и средних заведений специализированного характера, чей учебный процесс почти не обеспечен необходимой литературой. 
        Глобальные изменения информационной системы выявили значительное отставание большинства театральных библиотек. Если самостоятельные библиотеки (РГБИ, СПТБ) используют современные достижения, внедряя новые технологии, перешли к созданию электронных информационных ресурсов, создают справочники и пособия нового поколения, то пути информатизации  библиотек, входящих в структуру других учреждений, значительно отличаются и демонстрируют далеко не радостное разнообразие. 
Эти библиотеки-отделы практически не оснащены компьютерной техникой, не имеют программного обеспечения, для них недоступны ресурсы Интернет, они лишены возможностей технологической обработки книг, не говоря об иконографических и рукописных материалах. Основной причиной отставания библиотек в развитии информационных ресурсов остается нехватка средств, порою осложненная непониманием роли и задач библиотек руководством учреждения.
        Интеграция отраслевых информационных ресурсов становится единственной возможностью вхождения большого числа театральных библиотек в профессиональное сообщество. Совместные проекты по созданию сводных каталогов, отраслевых рубрикаторов, кооперативной аналитической росписи, подготовке электронных страховых копий, работа над которыми идет в основных театральных библиотеках, предполагают расширение числа участников за счет корпоративно-профессиональных связей, в результате чего не только перестроится  деятельность внутри других библиотек, но и расширится информационное обеспечение культуры в целом. 
Hosted by uCoz