Жданова Т.А.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕКАРЯ:
КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ?

Введение государственного образовательного стандарта на высшее профессиональное образование фактически означает утверждение содержательной основы подготовки библиотекарей на ближайшее будущее. При этом априори предполагается, что стандарт содержит ответ на вопросы: какие квалификационные требования следует предъявлять к специалистам, работающим в библиотеках, какой обязательный минимум общепрофессиональных знаний должен быть положен в основу библиотечного образования. Но именно фундаментальный принцип подготовки библиотекарей в последние годы подвергается существенному изменению.

В начале XXI в. библиотечное дело и библиотечная профессия как бы “теряют” свое лицо, что в определенной степени связано с нечеткой дифференциацией и представлением их роли и задач в будущем. Упрощенно говоря, просматриваются три направления развития библиотек: первое связано с выполнением библиотеками социальных и культурных функций, второе предполагает “прорыв” в сфере решения информационных задач, третье исходит из родовой функции библиотек – сохранение книг как памятников человеческой цивилизации. Без беспристрастного анализа невозможно определить, что именно недостает нашему библиотечному образованию сегодня и какой должна быть концепция его развития в будущем.

В последние десятилетия в работе библиотек произошел явный “крен” в сторону информатики. Перенос акцента на информационную функцию библиотек сопровождается ослаблением традиционной основы библиотечной деятельности, выражающейся в том, что глобализируются технические аспекты работы библиотек в ущерб ее гуманной, нравственной, духовной составляющей.

Еще Н.А. Бердяев писал о том, что человечество вступило в период детерминирующей власти техники над человеком. Он отмечал, что роль техники имеет и положительное, и отрицательное значение. Власть техники требует от человека невероятной активности в производственном процессе. Человек оценивается утилитарно, по его производительности, по его техническим навыкам. “Технизация жизни есть вместе с тем ее дегуманизм” – с этим определением Н.А. Бердяева трудно не согласиться. Кризис библиотечного дела и библиотечной профессии есть отражение кризиса человеческой цивилизации, суть которого состоит в том, что моральное и духовное развитие человека не соответствует техническому развитию общества.

Вводимые в библиотеках технические новшества должны быть подчинены гуманному духу библиотек, традициям, базирующимся на духовной и, в частности, книжной культуре. Переадресовав слова Ж.П. Сартра, сказанные им о себе, по отношению к библиотекам, можно сказать, что жизнь библиотеки началась и будет продолжаться среди книг. Еще не создан носитель информации, более эффективный и удобный, чем книга (это признает даже компьютерный гений Б. Гейтс), а электронные средства коммуникации являются скорее не конкурентами печатного слова, а инструментом пропаганды и дополнения книг. Отсюда следует, что неправомерно акцентировать учебные планы вузов, а также программы в области непрерывного библиотечного образования на информатику, на технические вопросы работы библиотек. Идеалом, своего рода моделью специалиста для библиотекаря должен оставаться Н.А. Рубакин, энциклопедически образованный человек, страстный пропагандист книги и чтения, горячо любящий свое дело и имеющий к нему призвание.

Исследования социологов вызывают большую тревогу, так как их выводы говорят о снижении уровня читательской культуры россиян, о падении интереса к книге, об элементарном непонимании учащимися средней школы содержания текста. Как тут не вспомнить роман-предостережение Т.Н. Толстой “Кысь”, в котором ярко показано одно из возможных последствий развития технической цивилизации – утрата человеком способности воспринимать духовную культуру, адекватно понимать текст книги.

Задача современного библиотечного образования состоит в том, чтобы формировать культуротворческую и культурооберегающую элиту, полноценных носителей интеллигентности. Эта задача становится особенно важной, так как в настоящее время жизнь, школа и вуз все больше начинают штамповать тех, кого Х. Ортега-и-Гасет называл “образованными невеждами”.

Книга, будучи единым исходным объектом деятельности, связывает библиотечное дело все теснее со всеми отраслями книжного дела, хотя их развитие и происходит до сих пор обособленно. Тем не менее, в рамках библиотечной профессии синтезируется новая специальность, соединяющая функции издателя, книготорговца и библиотекаря (книгораспространителя). Мне по роду своей деятельности (менеджер книготорговой фирмы www. top-kniga.ru) представляется возможным наблюдать библиотеки в трех ипостасях: библиотеки, издающие книги; библиотеки, торгующие книгами; библиотеки, предоставляющие книги в бесплатное пользование. Немало выпускников вузов культуры работает в издательствах и книготорговых организациях, таких, как “Библио-Глобус”, “Гранд Фаир”, “Топ-книга”. Общение с библиотечными специалистами показывает, что им не достает знаний в области книговедения, книгоиздания и книжной торговли, а самое главное, независимо от сферы их деятельности, не на должном уровне осуществляется изучение читателя. По-прежнему, как и во времена Н.А. Рубакина, “российский читатель, и “серый”, и “полукультурный”, и наиболее интеллигентный остается иксом”.

Библиотечное образование только тогда сможет полноценно служить целям развития страны, когда в конечном итоге наши вузы будут готовить специалистов, способствующих тому, чтобы издание и распространение книг соответствовало национальным интересам и потребностям России.

Hosted by uCoz