Алейник М.Г.


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ И
ПЕРСПЕКТИВЫ


Общая нестабильность социально-экономической ситуации в Республике Беларусь негативно отразилась на состоянии библиотечного дела. Только с 1990 г. было закрыто 750 публичных библиотек (13%). Сейчас их в республике 4765. Самой сложной проблемой было комплектование библиотечных фондов. За последние годы совокупный фонд сократился на 15%.

Социологические исследования в библиотеках всегда актуальны, так как они позволяют получить информацию о культурных запросах и предпочтениях населения, о социально-демографических характеристиках пользователей, и таким образом наиболее рационально укомплектовать библиотечные фонды.

Кроме того, социологические исследования позволяют выяснить степень удовлетворенности читателей деятельностью библиотек, уточнить мотивы их посещения или непосещения, определить круг вопросов, за разъяснением которых человек обращается в первую очередь к печатным источникам, а не к телевидению или радио. Наличие такой информации позволяет более целенаправленно работать с пользователями, строить текущее и перспективное планирование деятельности библиотек.

Ситуацию чтения в настоящее время определяет ряд факторов: изменилась и усложнилась профессионально-квалификационная структура населения, появились новые социальные группы с нереализованными ранее культурными и информационными потребностями, новые сферы занятости. Широкое распространение получили аудио-визуальные средства массовой коммуникации (радио, телевидение, электронные средства информации и т.д.), являющиеся более оперативными и доступными, нежели чтение. Таким образом, возникает необходимость пересмотра и расширения ряда функций библиотеки как социального института, который «осуществляет сбор, хранение и передачу материализованной информации для удовлетворения потребностей общества».

Результаты анализа социальной структуры посетителей районных и городских библиотек Республики Беларусь показывают, что именно «обедневшие» люди составляют наиболее значимый сегмент читателей. Поэтому задача общества – создать ряд культурных услуг для социально-ослабленных слоев общества. И с этой точки зрения целесообразна постановка вопроса о перепрофилировании библиотеки в полифункциональное учреждение. Для определения стратегии дальнейшего развития библиотеки необходимо четко определить, что будет являться основой ее деятельности в будущем: информация, ее сбор, хранение и передача; или же библиотека в дополнение к своим традиционным функциям станет центром досуга, местом, где можно провести время, поделиться впечатлениями о прочитанном и т. п.

В данной ситуации социология может помочь разобраться в закономерностях функционирования такого социального института как библиотека, спрогнозировать его дальнейшее развитие.

При проведении социологических исследований в библиотеке в зависимости от поставленных целей и задач чаще всего используются следующие методы: опрос, анализ документов (требований или читательских формуляров), наблюдение. Следует отметить, что опрос как метод (будь то заочный или очный анкетный опрос, интервью) наряду со своим прямым назначением – получением информации по проблеме – служит популяризации библиотек, сообщает населению о предоставляемых ею услугах, проводимых мероприятиях и т.п., ведь вопросы всегда несут определенную смысловую и информационную нагрузку.

Любое социальное явление требует проверки и доказательств, статистического обоснования, объяснения условий которые его вызвали. Поэтому научная деятельность крупнейших библиотек Республики Беларусь включает в себя проведение социологических исследований различного уровня. Безусловным лидером в этом плане является Национальная библиотека Беларуси, где работает коллектив профессиональных социологов, осуществляющий не только локальные, но и республиканские исследования (например, «Структура и динамика детского чтения в Республике Беларусь», «Читатель научной библиотеки и пути совершенствования его обслуживания», «Читатель массовой библиотеки» и т. д.). В настоящее время проводится исследование республиканского масштаба «Роль и место публичных библиотек в социокультурной среде региона».

Областными библиотеками (ОБ) также ведется активная исследовательская работа. Только в 1999–2000 г.г. были проведены такие социологические исследования, как, например, «Библиотека. Книга. Дети» (Гродненская ОБ), «Библиотека глазами читателя» (Витебская ОБ), «Информационные ресурсы централизованной библиотечной системы» (Брестская ОБ), «Периодика-2000: качество подписки, эффективность использования, соответствие требованиям читателей» (Гомельская ОБ). Как видно из приведенных примеров, тематика исследовательской работы этих библиотек не ограничена, они пытаются решать и глобальные проблемы. К сожалению, не всегда подобные исследования осуществляются на высоком профессиональном уровне: допускаются ошибки при формулировке и обосновании проблемной ситуации, разработке инструментария, что приводит к получению недостоверной информации, искажению реально существующей ситуации. Проведение такого рода исследований требует от работников библиотек глубоких знаний социологии или введения в штат специалистов – социологов.
Таким образом, актуальность социологических исследований в библиотеке на современном этапе очевидна, но для того, чтобы результаты были репрезентативны и действительно полезны в решении той или иной проблемной ситуации, необходим квалифицированный, профессиональный подход.

Hosted by uCoz