Емельянова Н.А.
МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА 
КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

        История возникновения медицинских библиотек связана с признанием важности непрерывного образования врачей. Первые медицинские библиотеки на Руси становятся хранилищем медицинского опыта прошлого и источником сведений о новых открытиях науки.
Современному ученому и практическому врачу невозможно ограничиться знаниями, полученными в вузе. Кроме того, он не в состоянии самостоятельно справиться с потоком постоянно увеличивающейся научной информации, которая практически удваивается каждые 5 лет.     Информационным посредником между наукой и специалистом традиционно выступают медицинские библиотеки.
        Особое значение медицинская библиотека имеет в научно-исследовательском институте, являясь его важным структурным подразделением.
        В 1902 г. в Московской глазной больнице им. В.А. и А.А. Алексеевых (ныне Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца) организована медицинская библиотека для врачей. Это являлось вполне закономерным шагом. С первых лет своего существования больница развивалась не только как лечебное, но и как научное учреждение, и библиотека занимала важное место в научном информировании специалистов.
        В настоящее время научная библиотека МНИИ ГБ им. Гельмгольца – одно из крупнейших офтальмологических собраний страны. Фонд ее насчитывает свыше 62 тыс. ед. хр. Уникальность фонду придают редкие офтальмологические издания ХIХ в. На протяжении всей истории библиотека выступала не только как информационный, но и образовательный центр.
В первые годы функционирования больницы (начало ХХ в.) в библиотеке устраивались занятия, на которых врачи делали обзоры по различным научным вопросам, сообщались интересные наблюдения из местной больничной практики, а также реферировалась иностранная литература.
        В предвоенные годы в библиотеке создавались каталоги и картотеки по профилю учреждения, что значительно облегчало читателям поиск информации.
        Образовательные функции библиотеки особо проявились в 60–70 гг. благодаря расширению ее информационных возможностей, богатству фонда и научно организованному справочно-библиографическому аппарату.
        В 1974 г. библиотека впервые предложила читателям новую форму обслуживания – Дни информации-мероприятия, несущие мощный образовательный потенциал. На Днях информации не только предоставлялась новая литература, но и освещались методы поиска, переработки и использования информации, благодаря проводимым устным обзорам, организации тематических выставок. Именно в тот период библиотека активно сотрудничала с врачами-общественными информаторами. Интересной формой обслуживания тех лет явилось избирательное распространение информации (ИРИ), служившая целям доведения до читателя частично обработанной информации.
        В настоящее время новые информационные технологии принципиально расширяют возможности библиотеки как образовательного центра. Она теперь центр начальной компьютерной грамотности, поэтому велика ее роль в повышении информационной культуры читателя. На абонементе создано автоматизированное рабочее место, поиск информации ведется по базам данных и электронному каталогу.
Информационные ресурсы медицинской библиотеки способствуют повышению теоретического уровня практических врачей и научных сотрудников института.
        Медицинская библиотека как образовательный центр влияет на самообразование читателей, способствует непрерывному образованию специалистов и является источником развития личности.
Hosted by uCoz