Сидоренко В.С., Турчин В.А

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ В БИБЛИОТЕКАХ

Стремительный рост глобальной информационной системы Интернет и подключение к ней большого числа библиотек способствуют решению многих проблем, стоящих перед библиотечным сообществом, позволяя по-новому взглянуть на некоторые аспекты информационно-библиотечной деятельности. Как показывают многочисленные исследования, проведенные в библиотеках Краснодарского края, непосредственно занимающихся автоматизацией своей деятельности и подключенных к сети Интернет, особое значение приобретают информационные и маркетинговые функции библиотек.

Развитие телекоммуникационных технологий сбора, обработки и передачи информации привело к снижению спроса на информацию на бумажных носителях. Попытки вернуть пользователя в библиотеку с помощью создания электронного каталога и подключения библиотеки к сети Интернет не имеют значительных успехов. Основной причиной этого, по нашему мнению, является тот факт, что пользователи просто не обладают информацией о продуктах и услугах библиотеки. Для изменения существующей ситуации библиотеки должны позаботиться о создании информационных служб, обеспечивающих оперативное предоставление информации о возможностях библиотеки. Основной задачей информационной службы должна стать разработка долгосрочной маркетинговой программы развития библиотеки, включающей:

·создание информационно-рекламных материалов;

·создание и своевременное обновление Web-сервера библиотеки;

·организация рабочих мест для самостоятельной работы пользователей.

Благодаря Интернет, сегодня любая библиотека, будь это маленькая районная библиотека или крупная библиотека республики, края, области или университета, имеют возможность подключиться к мировым информационным ресурсам по экономике, управлению, бизнесу, науке, культуре и искусству. Появляется возможность неограниченного доступа к полнотекстовой информации из различных журналов как российских, так и зарубежных. Так, например, любая библиотека, подключившись к Интернет, получает доступ к базам данных Роспатента, где можно найти, просмотреть и распечатать на принтере описание любого патента, схемы и рисунки к нему. Раньше, когда информация о патентах на изобретения распространялась только в печатной форме (бюллетень “Изобретения”), ею могли обладать только крупные универсальные библиотеки или библиотеки предприятий. Конечно, сегодня далеко не каждая библиотека в России, подключившись к Интернет, может оплатить право доступа к тем или иным базам данных и электронным журналам, но, как показывает опыт автоматизации библиотек развитых стран мира, эта проблема будет решена путем повышения экономического уровня России. Возможность получения библиотеками актуальной информации по экономике, бизнесу, управлению, а также быстроменяющейся информации (курсы валют, котировки акций, цены на продукты и услуги), правовой информации (указы Президента, документы министерств и ведомств, законы Государственной Думы), создание на ее основе информационно-аналитической продукции позволяет им все активнее осваивать информационный рынок. Наиболее ощутимо это направление деятельности сегодня развивается в центральных научно-технических библиотеках (ЦНТБ) при краевых и областных ЦНТИ. Следует отметить, что в связи с начавшимся экономическим ростом в некоторых отраслях промышленности возрастает потребность в информационно-аналитических материалах, обеспечивающих эффективное управление предприятием. Поэтому библиотекам необходимо активно осваивать информационный рынок и искать свое место в нем.

Приоритетным элементом маркетинговой программы, должны стать развитие и популяризация Web-сайта библиотеки. Популярность Web-страницы библиотеки тесно связана с набором и качеством электронных продуктов и услуг, предлагаемых библиотекой пользователям. Необходимо создание электронного каталога с возможностью разнообразных видов поиска в нем, полнотекстовых баз данных и предоставление удаленного доступа к ним для разных категорий пользователей, как платно, так и бесплатно, предоставление полной и исчерпывающей информации о деятельности и услугах библиотеки. Популярность Web-страницы библиотеки будет способствовать не только рекламе продуктов и услуг, предлагаемых библиотекой, но и приведет к возможности получения неплохих денежных средств за счет размещения банеров с рекламой коммерческих фирм и предприятий.

Предоставление пользователям возможности самостоятельно работать с информационными ресурсами библиотеки в немалой степени служит популяризации библиотеки. Существует две точки зрения на вопрос, как наиболее эффективно расположить компьютеры, подключенные к сети Интернет, в библиотеке для самостоятельной работы пользователей:

·по отделам;

·организация класса.

На наш взгляд, второй метод сегодня наиболее предпочтительнее. Подавляющее большинство пользователей, приходящих в библиотеку и желающих найти в Интернет интересующую их информацию, не умеют работать в Интернет. Поэтому они просят сотрудника отдела научить их работать в Интернет или помочь найти им необходимую информацию. Конечно, необходимо оговориться, что речь идет в первую очередь о крупных региональных, городских, вузовских библиотеках, имеющих большое количество читателей. При этом сотрудник отдела, не являясь специалистом в области Интернет, не может оказать квалифицированную помощь пользователю. Иметь же квалифицированного консультанта по работе в Интернет в отделе нецелесообразно и экономически не эффективно. Создание класса позволяет иметь в нем консультанта (в зависимости от количества рабочих мест их может быть несколько), который непосредственно сможет заниматься удовлетворением запросов пользователей. На базе класса можно также организовать курсы по обучению пользователей работе в Интернет. Это позволит библиотеке получить дополнительный доход и популяризировать свою деятельность среди молодежи. Сегодня подобные курсы пользуются большой популярностью у студентов и школьников. Оптимальный вариант – это когда в библиотеке есть класс Интернет и рабочие места для пользователей в отделах.

Таким образом, мы можем сделать вывод: дальнейшее развитие сетевых технологий в библиотечной деятельности тесно взаимосвязано с маркетинговой функцией библиотек.

Hosted by uCoz