Гаязов Р.А.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ДУША ЧЕЛОВЕКА

        Переход к информационному обществу – это сложный процесс, развитие которого связано с определённой перестройкой общественного сознания. По определению профессора А.И. Ракитова, информационное общество характеризуется тем, что в нём главным продуктом производства являются знания. 
        По мнению И.В. Соколовой, развивающей новое направление в социологии, процесс информатизации общества, должен «органически вписываться в совокупную систему социальной деятельности», осуществляя её интенсификацию. Поэтому его предлагается рассматривать как совокупность трёх взаимосвязанных составляющих: медиатизации общества, направленной на совершенствование средств и методов сбора, хранения и распределения информации; компьютеризации общества, имеющей целью совершенствование средств поиска и обработки информации; интеллектуализации общества, представляющей собой развитие способностей к восприятию и порождению информации, формированию новых знаний, в том числе и с использованием возможностей искусственного интеллекта. Все эти составляющие процесса информатизации общества заключают в себе не только инструментально-технологическое, но главным образом социальное, «человеческое содержание». 
        Э. Тоффлер в своей монографии «Третья волна» подчёркивает, что одной из причин начавшегося во второй половине 20-го в. процесса информатизации общества является вполне закономерная реакция социального отторжения той массовой стандартизации и унификации, которая характерна для индустриального общества. Он считает, что именно эта тенденция всеобщей унификации и породила свою противоположность – стремление к разнообразию, индивидуальности, которые более свойственны психологической природе человека.
А психологическая природа человека, его индивидуальность и уникальность, это, прежде всего, его Душа. А что такое душа? Душа это не внутренний мир человека в обыденном понимании, а нечто самостоятельное во внутреннем мире человека. Душа это встроенный в психосоматику человека своеобразный «рефлексивный компьютер», который нельзя наблюдать, который автоматически отслеживает не внутреннее состояние человека (этим в человеке занимается его самосознание), а состояние состояний, впечатление впечатлений, оценка оценок, переживание переживаний, при этом переживая это переживание. 
        Душа – это первосущность человека, которая составляет самую внутреннюю интимную его природу человека, предопределяющая все другие уровни сущности и их проявления в человеке как уникальном существе и управляющая всеми другими уровнями сущности и их проявлениями. Именно такая сущность, о которой знает только он сам или иногда лишь догадывается. Именно его первосущность: не заёмное у природы и социума через родителей и образование, а то, что выработалось им и только им, присуще ему как персоне, монаде в этом мироздании, что нажито лишь им как единственным существом в мире, принадлежит только ему в нём самом и никому никогда больше. Свою душу человек может тоже не всегда знать, так как она и ему самому открывается не так просто. Первосущность Души М.К. Мамардашвили характеризует таким образом: «Душа – это то, чего я сам не знаю и с чем только я один на один имею дело и могу только сам, своим трудом в себе кристаллизировать, если мне, конечно, удаётся ... Душа – это собственный интимный счёт перед самим собой, перед тем чего человек сам не знает и что ещё должен ввести в существование. Дать форму, дать родиться ... С другой стороны, это уникальная ответственность».
Развитие информационных технологий – своевременная выдача человеку нужных знаний. А знания – питательная аккумуляторная среда, необходимая душе, она развивает и совершенствует Душу. Только развитая душа, на наш взгляд, является важным компонентом формирования духовно развитой личности 21-го в. На протяжении жизни человека обогащается знаниями. Они способствуют формированию индивидуальности и уникальности Души. Душа становится духовно развитой. В этом случае душа и духовность совпадают, и многие проблемы снимаются как для души так для духовности.
        Чтобы избежать стандартизации и холодности элементов культуры общества, ограничения индивидуальности, однообразия во всех сферах общественной жизни, важно держать в фокусе внимания душу человека. Для формирования духовности необходимы знания, а знания сегодня это продукт информации общества. Именно она может победить рутинность и однообразие во всех сферах общественной жизни, но без развития души лишь усилит их.
Hosted by uCoz