Булдина Г.И.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДОКУМЕНТНОГО ПОТОКА,
ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

       Информационная ситуация в науке характеризуется существенными изменениями во времени. Первоначально наблюдается практическая автономность ученого в проведении исследований, его независимость от коллег, а следовательно, и от научных коммуникаций. Однако лавинообразное нарастание информационных потоков, связанных с существом и результатами научного труда, механизма накопления и преемственности информации, сформировали потребность научного работника в использовании знания коллег, в обсуждении результатов своего труда в дискуссиях, научных спорах и т.д.
        Со временем ученый одиночка из общего правила превращается в редкое исключение. С одной стороны, он включается в сложную систему научных коммуникаций, предполагающих непрерывное условие взаимозависимости исследований. Работа с информацией об исследованиях коллег (причем не только в своей отрасли знания, но и в ряде смежных областей), использование материалов этих исследований становятся одним из важнейших компонентов научного труда и занимают значительную часть времени, затрачиваемого на научные исследования.
        С другой стороны, включенность в научные коммуникации подразумевает и приверженность ученого к определенному направлению в науке и конкретной научной школе, взгляды которой являются наиболее близкими для него. Потребность ученого в причастности к определенному коллективу связана с тенденциями к институционализации научной деятельности, которая наблюдается на протяжении последних веков. История научной деятельности включает в себя развитие и совершенствование системы квалификационной оценки научно-педагогических кадров. Одной из таких организаций являются диссертационные советы, которые выполняют функции аттестационных комиссий.
        Квалификационная оценка научно-педагогических кадров имеет давнюю историю, которую можно представить как историю постоянного совершенствования, идущего от единичных опытов к сложной, четкой, многоэлементной системе. Развитие этой системы имеет неразрывную связь с эволюцией системы научных коммуникаций.
Элементами этой системы являются автор, автореферат, авторские публикации, научный руководитель, отзывы оппонентов, отзывы ведущих организаций, материалы возникающих дискуссий, вокруг авторских публикаций и т.д. При этом каждый элемент является интереснейшим информационным феноменом и играет очень важную роль в системе научной коммуникации: создавая наряду с системой профессиональной публикации, научных мероприятий, информационное поле. Примером для рассмотрения этой системы может послужить диссертационный совет вуза.
        Проводимый анализ документного потока, который создается в связи с деятельностью совета, концентрируется вокруг него, является его выходным результатом, демонстрируя информационный потенциал процесса экспертизы диссертационных исследований.
Анализ этого потока доказывает, что даже простейшие статистические данные о параметрах информационного массива, который реально собирается вокруг диссертационного совета, дают возможность сделать выводы об интенсивности развития науки, о темпах прихода в нее молодого поколения, о том, откуда рекрутируются молодые ученые, насколько многообразно представлена проблематика науки в связи с уже сложившимся предметным полем. Для ученых конкретной отрасли науки может быть, в частности, очень ценной информация о том, насколько равномерно обеспечено диссертационное предметное поле науки; по каким проблемам научные разработки идут наиболее интенсивно.
Значение информационного потенциала, создающегося вокруг и в процессе деятельности диссертационного совета, таким образом, весьма велико, его анализ имеет научно-организационное и науковедческое значение.
Hosted by uCoz