Бруева Т.А., Жолобов Ю.В.
БИБЛИОТЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ МИССИИ

        Со времени своего возникновения до наших дней библиотека как социальный институт прошла первый этап эволюции своей миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественной потребности. На этом этапе сформировалась миссия-1. Назначение библиотеки, в основном, связано с хранением общественно полезных текстов. 
Постепенно библиотека превратилась из частной «кладовой» узких социальных групп в часть информационного пространства общества. В этом качестве она не может оставаться лишь «книгохранилищем». Социальная функция современной библиотеки заключается в обеспечении доступа к знаниям (миссия-2).
        Изменение миссии библиотеки продиктовано существенным усилением значения знаний в качестве катализатора общественного развития: ведущую роль в дальнейшем социальном прогрессе играет информационная сфера. В то же время в обществе усилились коммуникационные процессы. Изменился характер распространения знаний: однонаправленная трансляция знания из немногочисленных специализированных центров вытесняется сетевыми и виртуальными средствами использования знаний в интерактивном режиме. 
Чтобы претендовать на выполнение своей новой миссии библиотеке в широком смысле и каждому конкретному библиотечному учреждению требуется новое техническое оснащение. Средства хранения «знаний-сокровищ» не годятся для использования «знаний-ресурсов». Знание-ресурс должно обладать мобильностью. Результативность использования знаний зависит от возможности быстро перемещать их в соответствии с потребностями деятельности. Современные средства коммуникаций позволяют распространять знания независимо от места нахождения их первичного материального носителя. Это особенно важно в связи с тенденцией превращения организаций в сетевые корпорации. 
        Материальный носитель знания – книга постепенно приобретает самостоятельную ценность раритета. В связи с этим функция хранения текстов, изначально присущая библиотеке, становится более свойственной музею. Хранение материальных носителей знаний становится одной из технических функций библиотеки наряду с другими. Библиотеке всё более свойственны функции информационной системы: кодирование и декодирование информации, размножение, передача, адресация, защита и другие.
        Техническое оснащение библиотеки средствами телекоммуникаций, подключение к Интернет-ресурсам, компьютеризация обеспечат полноценное выполнение ею своего назначения в соответствии с миссией-2. Важнейшее направление развития, которое должна сейчас пройти библиотека, – это коммуникация с внешним миром. Существующая материально-техническая отсталость наших библиотек грозит не только потерей одного из важнейших элементов информационного пространства общества. Это угроза возврата социального института библиотеки к первобытному состоянию, когда немногие из выживших учреждений, переоснащённые по последнему слову техники, вновь станут обслуживать узкую социальную группу, способную содержать свои «сокровищницы знаний». Например, многие вузовские библиотеки уже нельзя назвать общедоступными из-за платности образования. Техническая интеграция библиотеки как социального института «для всех» в информационное пространство современного общества позволит ей сделать следующий шаг в своём развитии: перейти к выполнению миссии-3.
        Развитие любой сложной системы имеет две стороны: объёмную и структурную. Простой рост системы обеспечивается приращением числа её элементов. Качественный рост-усложнение происходит за счёт увеличения разнообразия свойств её частей. Рост объёма является ограничением развития системы, а рост разнообразия – главной причиной её развития. Наиболее динамично развивающиеся страны современного мира демонстрируют главное условие социального прогресса: рост разнообразия используемых в обществе знаний. Технически интегрированная в информационное пространство общества библиотека становится в перспективе одним из условий социального прогресса благодаря миссии-3 – обеспечению роста разнообразия используемых в обществе знаний.
        Намеченное здесь направление эволюции библиотеки и её миссии находит подтверждение в парадигме «обучающейся организации» (Learning Organization), которая сформировалась в работах Т. Бойдела, Н. Диксона, П. Сенге в 90-х гг. ХХ в. Эта парадигма отражает процессы, характерные для наиболее успешных современных корпораций. Главная особенность этих процессов – взаимопроникновение менеджмента и образования, теоретических знаний и практической деятельности. Эта особенность стирает грань между коммерческой организацией и учебным центром. 
        В передовых вузах рождается тенденция, которая превращает предприятие, с одной стороны, и вуз, с другой стороны, в организацию, в которой люди обучаются, совершенствуют процесс обучения и на этой основе изменяют окружающую действительность. Для менеджмента «обучающейся организации» обучение – часть совместной деятельности и одновременно её результат. Библиотека в такой организации действует как активный фактор саморазвития организации. 
        Обозначенное нами направление эволюции миссии библиотеки может быть использовано как концептуальное основание для управления, планирования, выбора приоритетов в ресурсообеспечении и техническом переоснащении библиотек, выработки критериев оценки результативности их работы.
Hosted by uCoz