Чачко А.С.


ПРЕУВЕЛИЧЕНА ЛИ РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ?


Среди многих суждений о библиотековедении встретилось такое, где его ”неудовлетворительное состояние" связывалось с ”преимущественно эмпирической ориентацией на прикладные задачи, описательность и преувеличение роли социальной среды:.

Рассмотрим предметно аспект, вынесенный в заголовок.

К концу 60-х гг. социологи и футурологи обнаружили существенное ускорение происходящих социальных перемен и их непрестанный поток во всех сферах жизнедеятельности западного общества, что побудило к прогнозу возможного развития.

Прогноз показал, что экономика сосредоточится на сфере обслуживания; доминировать в обществе будут профессиональные и технические группы; центральное место займет теоретическое знание; разовьются высокоинтеллектуальные технологии, способные к саморегулируемому росту; коммуникации и электроника приобретут приоритетное значение.

Технологические прогнозы были дополнены социально-психологическими предвидениями о состоянии, реакции и поведении людей под воздействием слишком большого потока социальных перемен за слишком короткие сроки.

Из доступных прогнозов и предвидимых социальных перемен мы с учетом интересующей темы отобрали следующие ключевые словосочетания: разрыв с прошлым; ускорение потока сложных ситуаций; экономика нестабильности; временные потребности; мрачные переселенцы; низкий дикарь; информационная перегрузка; зона личной стабильности; увеличение разнообразия (разброса, контраста) жизненных стилей.

Внимательно познакомившись с этим перечнем, попытаемся ответить на такие вопросы. Влияют ли и на нашу нынешнюю жизнь те социальные перемены, которые прогнозировались в другое время и для иного общества? Следует ли реальной библиотеке в работе с читателями (населением, контингентом) предвидеть и учитывать изменение потребностей, интересов, запросов, обусловленных социальными изменениями? Входит ли в задачи библиотековедения научная разработка комплекса проблем ”Изменяющаяся библиотека"? В частности, нужна ли научная разработка методики скоординированного содействия библиотеки социально уязвимым группам читателей в удовлетворении их культурно-информационных потребностей, помощи в преодолении футурошока, необходимо ли для подготовки библиотекарей и библиотековедов в новых условиях уточнение понятий ”социальный институт" и ”социальные функции", когда речь идет не об абстрактном социуме, а о реальных людях и группах людей в ситуации ускоряющихся и непрестанных социальных перемен; о задаче библиотеки в изменяющемся мире?

Представляется, что из рассмотренного выше перечня изменений чаще всего наше внимание обращали на ”информационные перегрузки", но как это бедно в сравнении с даже неполной нашей выборкой!

Практика пока имеет небольшой опыт содействия читателям в новых условиях: чаще всего речь идет об инвалидах, хронически больных, имеющих расстройство слуха, зрения, об этнических группах; в качестве методик содействия читателям в условиях, близких к футурошоку, но обусловленных иногда совсем иными причинами, используется библиотерапия. Не следует пренебрегать и зарубежным опытом.

Начиная с подготовки кадров и до обоснования планов, бюджетов, законов, нам необходимо научиться представлять наши профессиональные обязанности в полном объеме, на всех уровнях доказательно пояснять, что соответствующая социальная работа библиотек нужна каждому, а также обществу и государству.

ХХ век хронологически завершен, но социальная сфера калейдоскопически изменяется. Не осознав ее влияние на библиотеку, книгу, читателя, библиотекари и библиотековеды будут стоять ”на подхвате" чужих задач.

Мы не должны допустить расчленения нашего объекта ­ библиотеки: сохранность фондов (вместе с архивами), новые технологии (вместе с информациологами). Координировать ­ да, но не интегрироваться по частям. Иначе ­ отдадим досуг культурологам, просвещение ­ педагогам, и бесценный своей цельностью организм библиотеки будет разрушен.

Библиотека значительно богаче любого перечня социальных функций. Во-первых, потому, что она продолжает их порождать в ответ на наши вопросы. Во-вторых, потому, что не все они в полной мере осознаны и востребованы. Библиотека ­ культурно-цивилизационный феномен, символ мироздания, метафора культуры, часть ноосферы. Все это не преувеличение. Но ее основной ”рабочей профессией" является постоянная специфическая, но весьма разнообразная помощь человеку, неоценимая ­ перед лицом социальных потрясений.

Итак, преувеличена ли роль социальной сферы в библиотековедении? Вот как об этом сказал наш коллега Х.Л. Борхес: ”Долгие годы я верил, что вырос в предместье Буэнос-Айреса, в районе опасных улиц и дел, которые омрачали все. В действительности я вырос в саду с его металлической решеткой, а еще ­ в библиотеке с бесконечными полками английских книг".

Hosted by uCoz