Терешин В.И.


БИБЛИОТЕКА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


В процессе выявления основных социальных функций библиотеки чётко выделялась её направленность на развитие образования, духовного обогащения людей. В законе РФ "О библиотечном деле" (1994) библиотека определена как "информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридический лицам". На наш взгляд, третья - образовательная функция по отношению к двум предыдущим является обобщающей, интеграционной, своеобразно реализующей и закрепляющей их в интеллектуальном, духовном развитии личности любого человека - пользователя библиотеки.

В самом деле, каждый документ в фонде библиотеки несёт определенную информацию; пользователь берёт из информационной сферы только те информационные данные, в соответствии со своей потребностью, которые ему неизвестны, новы. Именно эти информационные сведения усваиваются им, выступают как знания, обогащающие его личность. Но знания - это категория образования. Информация превращается в средство образования. Это первая особенность документа. Вторая проявляется в том, что знания в любом документе раскрываются в определенной системе, которая позволяет читателю полнее реализовать свой образовательный процесс. Системный характер подачи информации реализуется и в библиотечном фонде, в котором формируется система документов в определенном целевом, тематическом и ином направлении. Образование - это система знаний. По существу, в целом информационная сфера документного фонда библиотеки - это образовательная сфера.

К сожалению, в последние годы образовательная функция библиотеки не получает должной теоретической разработки. Нередко считается, что такая функция реализуется путём отбора и предоставления читателям учебной литературы. Более того, её нередко относят к библиотекам учебных заведений - различных школ, вузов. На наш взгляд, любая библиотека - образовательное учреждение. В учебном заведении она выполняет вспомогательную функцию организации учебного процесса; вне учебного заведения - основную: ею пользуются читатели, получившие определенное общее или профессиональное образование, непрерывно продолжающие это образование расширять, обогащать. Читатели, не поступившие в высшие или средние учебные заведения, стремятся овладевать конкретной профессией на основе самообразования. Библиотека для них становится источником знаний.

В целом читатель получает из документного источника два типа информации:

I) сведения, раскрывающие содержание определенной отрасли науки, техники, культуры, художественного произведения и т.п.,
2) технологию, методику, средства и логику раскрытия данного содержания документа в определенной системе.
Последняя формирует у читателя умение самостоятельно определять доступность для него содержания первой информации, вести отбор документов, содержащих её, руководить своим чтением.

В этой связи особо о библиотечном руководстве чтением, которое до сих пор стремятся осуществлять библиотекари, определяя содержание чтения пользователей. Создаётся определенная цензурная направленность такого руководства, а главное - оно не формирует у читателя самостоятельности в поиске, оценке и отборе документов. Особенно отрицательно это сказывается на читателях детских библиотек, которые со временем привыкают к иждивенческому отношению к отбору документов для использования. Любой пользователь библиотеки, на наш взгляд, должен самостоятельно вырабатывать свою систему руководства своим чтением, восприятием любой информации. Именно в этом полно и многоаспектно раскрывается личная библиопедагогика, дающая пользователю образование с помощью дскументной информации. Реализуется самообразование читателя.

Самообразование - это не только накопление знаний, а и рождение в процессе чтения новых самостоятельных решений, открытий, предложений. Самообразование формирует не только пользователя, а и творца новых идей и решений. По существу, любая библиотека становится источником творческого самообразования читателей, развития у них научно-исследовательских качеств.

В современных условиях острой становится проблема дальнейшего развития образовательных функций библиотек. Обращается внимание на поиск ресурсов в целях непрерывного обогащения их документных фондов, привлечения к чтению молодежи. Начинает широко использоваться электронная техника для всестороннего раскрытия информационного потенциала библиотек, введения системы дистанционного обеспечения требуемой информацией. Острой становится потребность в научном исследовании всех аспектов библиопедагогики, влияния книги и других документов на личность читателя, его интеллектуальное, духовное развитие. Естественно, актуальной является потребность в широкой постановке ознакомления читателей библиотек с методами использования различных видов документов в целях своего непрерывного самообразования.

Hosted by uCoz