Бабиева Н.А., Ключенко Т.И.
РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 
КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

        Гуманитарность представляет собой интегративную характеристику виртуальной среды, степень сформированности которой определяет личностную значимость для человека ценностей, норм и идеалов, осмысленных в процессе информационного взаимодействия и в силу этого способствует преодолению отчуждения человека от уровня образования и культуры. Гуманитарная среда информационного взаимодействия в условиях виртуального пространства не может быть четко и однозначно описана, так как она объективно обладает высокой степенью неопределенности. Она априори должна быть избыточной и многовариантной, что позволяет личности свободно определиться в своем информационном поведении.
        Структура гуманитарной сферы, на наш взгляд, состоит из самообразовательной и языковой структуры, межличностных связей и отношений. 
        Самообразовательную структуру составляют:
    - ценностно-целевой компонент представляющий спектр самообразовательных и профессиональных целей, а также ценностных ориентаций взаимодействующих. Спектр целей задается общими установками, которыми руководствуются взаимодействующие в процессе самообразования и профессионального совершенства;
    - информационно-знаниевый компонент – полностью или не полностью структурированная информация, которая служит основой наращивания знаний у взаимодействующих;
    - технологический компонент, аккумулирующий в себе различные методы и технологии, используемые в информационном пространстве интересов взаимодействующих. Разнообразие и выявленная степень их общей эффективности позволяет взаимодействующим осуществлять их осознанный выбор;
    - результативный компонент, отражающий многообразие новых знаний, совокупность способа в информационной оценке этих знаний, их анализ и систематическое отслеживание.
        Языковая структура модели раскрывает основные компоненты формирования языковой культуры субъектов информационного взаимодействия. Актуальной задачей здесь является формирование лексикографической компетенции субъектов информационного взаимодействия. Она включает:
    - осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач;
    - умение выбрать нужное лексикографическое издание с учетом его типа и жанра;
    - умение воспринять текст словаря и извлекать из него необходимую информацию о слове;
    - умение составлять различные словари.
        Межличностное общение есть динамическая, процессуальная сторона взаимодействия. В нем формируются все основные характеристики взаимодействия. Интегративными характеристиками межличностного взаимодействия являются «совместность» и «срабатываемость». 
        Срабатываемость описывает совместную деятельность с точки зрения ее успешности, а совместимость характеризует, прежде всего, максимально возможную удовлетворенность партнеров друг другом. При оптимальной сработанности главным источником удовлетворения является совместная работа, а при оптимальной совместимости – процесс общения.
        Осмысление гуманитарной среды информационного взаимодействия в условиях виртуального пространства приведет к существенным изменениям в системе этого взаимодействия, к осознанию новых, ранее неосознаваемых взаимодействующих функций, что немаловажно для повышения эффективности самого информационного взаимодействия.

 
Hosted by uCoz