Михнова И.Б.

БИБЛИОТЕЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА –

ОСНОВА ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ

То, что каждая библиотека ежегодно составляет план своей работы, не обсуждается. То, что многие, вплоть до сельских, библиотеки разрабатывают сами или с помощью методистов областных библиотек серьезные долгосрочные программы своего развития в том или ином направлении, тоже становится распространенным явлением. Наличие стратегического плана мобилизует и позволяет определить приоритетные задачи и способы их достижения.

Однако сейчас мы ведем речь прежде всего о целевых программах, которые предлагаются библиотеками потенциальным инвесторам (органам местной власти или власти более высокого уровня, грантодателям, социальным службам, предприятиям). Здесь мы неявно подразумеваем, что у библиотеки есть полноценное юридическое лицо, позволяющее ей не только заключать договор, но и получать на свой расчетный счет средства для самостоятельного их расходования.

Предполагается, что библиотека выявила потребности инвестора, которые он не может удовлетворить своими силами. С учетом этого она формирует некий набор услуг, мероприятий, предлагает создать какую-либо специализированную структуру, которые прямо или косвенно удовлетворили бы эти потребности, оформляет их в виде целевой социальной программы.

Не секрет, органы местной власти, даже при минимальных поступлениях в свой бюджет, имеют фонд стимулирования социального развития своего района (города), из которого дополнительно финансируются приоритетные формы работы с населением в социальной, культурной, учебной, спортивной сферах. Лучше всего, если, например, районная библиотека проявляет готовность распространить какую-либо услугу на город, обеспечить информационное обслуживание населения нескольких, а не только своего, районов.. Опыт показывает, что с целевыми программами лучше обращаться не в “свои” муниципалитеты (большинство из которых полагает, что все ваши идеи они уже заранее профинансировали), сколько в муниципалитеты иного уровня.

В Москве и Санкт-Петербурге ситуация иная. Поскольку все ЦБС финансируются через окружные управления культуры из городского бюджета, то для них бесспорный потенциальный инвестор – районная управа. Так, ЦБС “Киевская” г. Москвы уже четвертый год работает по целевым социальным программам, поддержанным и профинансированным районной управой. С каждый годом проекты, предлагаемые местной власти, становятся все серьезнее. В первые два года с помощью управы удалось сформировать мощную технологическую базу, позволившую создать “Компьютерную библиотеку” для молодежи, “Бюро социальной рекламы” с видеостудией и минитипографией, Информационную службу “Образование”, Центр социальной и деловой информации. В 1998–1999 гг., помимо еще нескольких информационных подразделений (в частности, экскурсионно-краеведческой информационной службы), предложение главы управы касалось обеспечения удаленного доступа к образовательным ресурсам ЦБС из школ района посредством Интернет, проведения мероприятий по программе медико-социальной реабилитации инвалидов и социально-психологической помощи многодетным, неполным, малообеспеченным семьям и пенсионерам.

Как показал опыт работы по целевым программам, стоит лишь один раз удачно разработать программу (и обязательно выполнить ее), чтобы потом, отталкиваясь от предыдущих, выдвигать новые проекты в развитие ранее выполненных, все более внедряя в сознание инвестора, что библиотека – серьезный и надежный партнер, требующий к себе повышенного внимания.

Hosted by uCoz