Майстрович Т.В.
НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ АРХИВОВ, БИБЛИОТЕК

        Проблема интеграции библиотечного, архивного и музейного дела может быть рассмотрена, по крайней мере, на четырех уровнях:
        1. Роль библиотек, архивов и музеев в построении современного культурно-информационного пространства как федерального, так и регионального уровней.
        2. Совместная реализация культурно-образовательных проектов в электронной среде.
        3. Междисциплинарное решение теоретических проблем.
        4. Гармонизация образовательных программ и системы подготовки специалистов.
        Отправной точкой для анализа возможностей совместной деятельности в области создания единого культурного пространства могут стать положения о культуре, высказанные Д.С. Лихачевым в проекте «Декларации прав культуры». В частности весьма существенно для нас положение статьи 3: “Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры” (Лихачев Д.С. Декларация прав культуры: Проект. - Б.м., б. г. - 8 с.). Из этого следует понимание необходимости теснейшего взаимодействия всех институтов культуры. 
В условиях, когда документы были, строго говоря, полностью локализованы в библиотеках, музеях и архивах, практически единственно возможной формой интеграции был обмен информацией – сводные каталоги редких и древних книг или совместные библиографические указатели. Но сейчас мы имеем примеры уже функциональной интеграции.
        Общепризнанно, что культурное пространство образуют архивы (документы), библиотеки (тексты), музеи (экспозиция, картины), культурный ландшафт (памятники) и отношения между ними. До недавнего времени отношения между названными учреждениями сводились к отдельным мероприятиям, в основном приуроченным к каким-либо знаменательным датам или событиям. Отношения же между различными видами документов практически не анализировались вовсе. Следовательно, у нас пока нет оснований говорить о формировании единой культурной политики и реального культурного пространства.
Современные реалии, включая образовательные процессы, ставят вопрос о создании интегральных культурно-просветительных региональных (и не только региональных) центров, так или иначе объединяющих библиотеки, архивы и музеи. Подобная система должна сформировать новое качество, сравнимое с качеством тех же оптических компакт-дисков, которые представляют принципиально новые возможности в восприятии информации именно в силу сочетания письма, звука, изображения и т.д. И если результатом этих компьютерных технологий является мультимедийное пространство, то можно сказать, что в интегрированных культурно-информационных центрах возникнет мультидокументная среда, которая даст новое восприятие и ощущение полноты видения мира в его письменно-вещественном отражении.
Именно прогресс в области компьютерных технологий делает необходимым скорейшую разработку основ функциональной и электронной конвергенции архивов, музеев и библиотек.
        Складывающееся сейчас восприятие мира можно назвать мультимедийным, активно опирающимся на все формы и способы получения информации. И вот это мультимедийное восприятие, динамизм культурных и информационных процессов плохо укладываются в рамки традиционных разрозненных институциональных структур культуры. Проблему можно рассмотреть на примере создания и использования оптических компакт-дисков. Они уже не являются текстовыми документами, с которыми традиционно работает библиотека, но они и не подлинники, представляющие интерес для музеев. Но очевидно, что только совместными усилиями библиотек, музеев и архивов может быть сформирована серьезная база данных, причем не только краеведческой тематики. Естественна, она должна быть доступна не только пользователям архивов, музеев и библиотек. Она должна быть доступна всем, даже сидящим перед домашним компьютером. Здесь, кстати, возникает и проблема того, кто в этой ситуации является чьим пользователем.
        Компьютер принципиально меняет направления интеграции. Можно говорить не только о взаимодополняемости создаваемых архивами и библиотеками баз данных. Речь уже идет об электронной конвергенции, наиболее ярко проявляющейся в разработке национальных культурно-просветительных программ, типа «Память Америки», СКРАН, культура стран Средиземноморья, создающихся на основе привлечения всех памятников истории и культуры, как письменных, так и вещественных, природных и рукотворных. 
В прошлом году на очередной конференции ЕВА была прямо поставлена задача активизировать электронную конвергенцию библиотек, архивов и музеев в нашей стране. Библиотеки, архивы и музеи уже сейчас должны приступить к совместной разработке федеральной и локальных культурно-образовательных сетевых проектов типа «Память нации/города/региона». Российская государственная библиотека разработала концепцию электронной библиотеки, которая в своем завершенном виде должна послужить базой для формирования национальной культурно-образовательной программы по отечествоведению. 
        Очевидно, что реализация таких крупномасштабных проектов требует теоретического осмысления и методических разработок. К числу наиболее важных теоретических проблем, требующих междисциплинарного подхода, можно отнести:
- определение функций библиотек, архивов и музеев в современном социуме; их вклад в развитие национальной культуры;
- влияние информационных технологий на социальные функции институтов хранения и трансляции документов;
- разработку современных форм и методов организации и раскрытия документных фондов; их необходимую и достаточную модификацию применительно к архивам, музеям и библиотекам;
- применение таких форм работы с пользователями, которые отвечают современному уровню ожиданий; анализ понятия «пользователь» в электронной среде;
- распределение документного потока по фондохранилищам страны; проблемы единства представления документных коллекций в информационной среде;
- документ как базовое понятие для архивоведения, музееведения и библиотековедения;
- междисциплинарная гармонизация терминологий, создание комплексных терминологических словарей и ГОСТОВ. 
        Теоретически объединить в одну систему все способы хранения и предоставления в пользование документов, включая музейные объекты, может документографическая парадигма. Отправной точкой интегративного подхода к названным социальным институтам является общий для них фондообразующий объект – документ. Библиотеки, архивы и музеи имеют единую цель – сохранение и использование документов, представляя собой разные уровни национального документного фонда.
На этой основе целесообразно комплексно подойти к проблемам бытования различного вида документов в обществе, выработать оптимальные формы их хранения, трансляции и использования. В настоящее время библиотековедение занимается библиотеками, где, в основном, собраны печатные (тиражные) документы; архивоведение изучает архивы как хранилища рукописных или деловых документов (одиночные экземпляры); музееведение соответственно музеями и объектами (в основном вещественными), относящимися к компетенции музейного хранения. Иными словами документ во всех формах его существования не изучается ни одной из научных дисциплин. Особенно остро эта проблема стоит в связи с развитием электронной среды, поскольку в ней привычные нам библиотеки, архивы и музее выступают уже в новом, интегрированном качестве.
        Учитывая, что речь идет об анализе всесторонних отношений документа и общества, правомерно говорить о формировании комплексной дисциплины – социальной документологии или социального документоведения. Речь ни в коем случае не идет о прямом совмещении библиотечного, музейного и архивного дела или редукции библиотековедения к архивоведению и т.д. 
И для создания культурно-образовательных комплексов, и для работы с электронными ресурсами необходимы высококвалифицированные кадры. Но и здесь встает вопрос: какой специальности библиотекари, музееведы или архивисты? Пришло время провести специальное исследование образовательных стандартов и учебных программ с целью выяснить, насколько много общего между ними и не являются ли профессии библиотекаря, архивиста и музееведа специализациями профессии социального документоведа. Уже сейчас можно начать работу по сближению образовательных программ по специальным дисциплинам (фондоведению, справочно-библиографическому обслуживанию и др.), возможно, даже проведение совместных семинарских занятий и параллельных лекций для студентов вузов, готовящих библиотекарей, музееведов, архивистов и документоведов.

 
Abdulzhelil Abdulkerimov арсен абдулкеримов arsen Abdulkerimov.
Hosted by uCoz