Клапиюк В.Т.
НАУЧНАЯ ШКОЛА О.П. КОРШУНОВА: СТАТУС, ЗНАЧЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

         Проблема возникновения, развития, функционирования и распада научных школ в библиографоведении исследована явно недостаточно. Существуют лишь отдельные высказывания о научных школах в юбилейных публикациях, посвященных отдельным ученым и юбилейным датам вузов, и в некоторых работах по истории библиографической науки. Главный недостаток – нет дифференцированного подхода к научным школам ни в библиографоведении, ни в библиотековедении, ни в других науках документно-коммуникационного цикла.
Опыт науковедения и других наук убедительно свидетельствует, что существует как минимум шесть основных типов научных школ. Они располагаются в порядке повышения их статуса. Каждый последующий тип вбирает в себя, как правило, основные признаки предыдущих типов. Условно научные школы делятся на научно-образовательные и собственно научные.
        1. Научно-образовательный тип школы, предназначенный для подготовки молодых, начинающих исследователей в вузах под руководством педагога-исследователя. Эта подготовка осуществляется через различные формы и методы НИРС. Данный исходный тип научной школы очень важен. Он дает путевку в науку талантливой студенческой молодежи.
        2. Научно-образовательный тип школы, состоящий из научного руководителя и его учеников, обучавшихся у него в аспирантуре, докторантуре, через соискательство и защитивших диссертации. Это наиболее распространенное толкование статуса научной школы в различных науках, в библиографоведении, в частности. Под такое определение научной школы подпадают все ученые, имеющие хотя бы несколько аспирантов, защитивших диссертации и успешно работающих в избранном научном направлении.
        3. Научное сообщество, разделяющее с главой школы – крупным ученым, важные для какого-то одного или нескольких разделов конкретной науки концептуальные идеи и методологические подходы. Под влиянием научного творчества главы школы, нередко под его организационным руководством достигаются крупные успехи в исследовании какой-либо одной или нескольких внутринаучных проблем.
        4.Научное сообщество во главе с талантливым ученым, общепризнанным лидером, создавшим такую фундаментальную теорию, которая обеспечивает новый стиль мышления в данной науке, ее новую парадигму и новый период (этап) в ее истории.
        5. Научное сообщество в смежных научных дисциплинах, объединенное общими фундаментальными идеями, выдвинутых и разрабатываемых выдающимся ученым – лидером этой научной школы. Эти идеи (теория) составляют стержень содержательной программы школы и направлены на концептуальную перестройку всего комплекса смежных отраслей знания.
        6. Крупнейшие межнаучные и общенаучные школы, типа научных школ А. Эйнштейна, Н. Бора, Ч. Дарвина и других гениальных ученых, достижения которых оказали революционизирующее воздействие на научно-технический прогресс общества.
            Научная школа О.П. Коршунова соответствует статусу четвертого типа и имеет явную тенденцию перехода к пятому типу, если достигнет более значимых достижений в результате создания того высшего уровня теории, который в науковедении называется «синтетической теорией». Ее другие особенности:
- она объединена общей установкой на активное участие в концептуальной перестройке библиографоведения – создание и развитие теоретического библиографоведения;
- ей присущи все пять возможных типов информационных связей в научных школах: наставничество, коллегиальность, соавторство, неформальные коммуникационные отношения, ссылочные связи;
- основная методологическая идея, формирующая методологическую составляющую – всесторонняя диалектизация библиографической науки. Основные методологические средства: метод восхождения от абстрактного к конкретному, системный, деятельностный и исторический подходы и др.;
- ядро научной школы О.П. Коршунова составляет сплоченная группа его учеников, защитивших 3 докторские  и 25 кандидатских диссертаций. Кандидатами наук стали (в хронологии защиты диссертаций): Ву Динь Зям, Э.К. Беспалова, Е.Н. Фомина, И.В. Бабченко, Л.Ю. Эскина, С.Д. Коготков, В.Т. Клапиюк, Г.С. Сайфулмулюкова, Т.Ф. Лиховид, Г.С. Копняева, Е.Н. Бережкова, И.С. Пилко, В.А. Яцко, Т.А. Васильева, А.З. Грабова, С.С. Рошаль, Н.Е. Андреева, Т.Ф. Матвеева, М.И. Акилина, А.С. Деденева, О.В. Шлыкова, Г.А. Сукиасян, А.И. Обризан, И.И. Пашнина и Е.А. Мануйлова. Докторанты Г.С. Галиуллина, З.А. Сафиуллина и Г.А. Сукиасян успешно защитили докторские диссертации, а другие докторанты и бывшие аспиранты (М.И. Акилина, Н.Е. Андреева, И.С. Пилко, О.В. Шлыкова, В.А. Яцко и др.) готовят их к защите.
В ядро научной школы входят также и те крупные ученые, которые, разделяя многие фундаментальные идеи документографической теории, внесли конструктивный вклад в ее развитие сами лично и через своих учеников. К их числу прежде всего надо отнести А.В. Соколова, Р.С. Гиляревского, Ю.А. Шрейдера, М.Г. Вохрышеву, Н.А. Слядневу, Ю.Н. Столярова, И.Г. Моргенштерна, Г.Н. Швецову-Водку и др.
Самым выдающимся представителем научной школы был и остается профессор А.В. Соколов. Он внес такой существенный вклад в документографическую теорию, что его имя также должно занять законное место в персоналистском обозначении научной школы.
            Историческое значение научной школы О.П. Коршунова-А.В.Соколова заключается в том, что созданная ею документографическая системно-деятельностная теория библиографии во многом положила начало теоретической ступени, новому стилю мышления, новой парадигмы и новому периоду в отечественной библиографической науке. Время убедительно показало, что лишь фундаментальные основания документографической теории библиографии обладают поистине огромным и еще не до конца понятыми и использованными эвристическими возможностями интегрирования новых идей, обобщения новых фактов и положительных результатов так называемых альтернативных концепций и построения на этой основе более широкой и более глубокой синтетической общей теории библиографической информации и библиографии в целом. Не случайно, что именно данная проблема стала леймотивом теоретических исследований О.П. Коршунова, его учеников и последователей в последние годы и, вне всякого сомнения, она остается главной проблемой теоретического библиографоведения на ближайшее будущее.

 
Hosted by uCoz