Каратыгина Т.Ф.
«ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ» (2000) И БИБЛИОТЕКИ

         В условиях вступления человечества в новое тысячелетие ничто не порождает столь острых споров, как отношение общества к информации. Это объясняется тем, что именно теперь, как никогда ранее, информация становится стратегическим производительным ресурсом как отдельной личности, так и государства, а наибольший экономический успех сопутствует тем, кто активно использует современные средства компьютерных телекоммуникаций, чтобы, с одной стороны, всячески сберечь и приумножить информационный потенциал, с другой, – обеспечить свободный и наиболее полный доступ к нему как всему обществу, так и каждому его члену.
Однако информационная отрасль может активно развиваться только при наличии соответствующей нормативной базы, регламентирующей ее развитие в каждой стране в отдельности, и международного права, учитывающего интересы всего мирового сообщества. В российском обществе такой документ, наконец-то, появился. В июле 2000 г. Совет Безопасности РФ обсудил текст «Доктрины информационной безопасности РФ», через два месяца его утвердил  Президент России В.В. Путин. 8 сент. того же года документ был  опубликован в «Российской газете» и вступил в действие.
         Данной проблемой в истекший период озаботилось не только наше государство, но и мировое сообщество. Практически одновременно с доктриной – 22 июля 2000 г. на совещании «восьмерки» была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, утверждающая, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. В хартии прямо указывается, что «частный сектор, хотя и играет жизненно важную роль в разработке информационных и коммуникационных сетей, задача создания предсказуемой и не дискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах».
Принятая в РФ Доктрина, где впервые поставлена проблема безопасности применительно к информационной сфере, является в российской истории первым концептуальным документом такого рода, подходы к созданию которого относятся еще к 1994 г. Многие положения, регулирующие отдельные стороны этой сферы, были уже представлены обществу в таких, например, правовых актах Российской Федерации, как: «Об авторском праве и смежных правах», «0 безопасности», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», Указе Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности» и др.
В числе документов, имеющих отношение к проработке вопросов информационной безопасности, может быть назван и Закон «О библиотечном деле», принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 г. В специальной статье Закона регламентируются вопросы взаимодействия библиотек с органами информации.
        Что касается текста Доктрины и отражения в ней деятельности библиотек, то ее шестой раздел называет библиотеки в числе «основных объектов обеспечения информационной безопасности России в сфере духовной жизни». Подчеркивается недопустимость недостаточного финансирования библиотечных программ и мероприятий, что представляет собой одну из серьезных угроз, ведущую к постепенному упадку.
Реализация основных положений доктрины предполагает разработку соответствующей федеральной программы, где, несомненно, займут свое место и библиотеки. Положения Доктрины впоследствии также найдут конкретизацию в нормативных актах, которые будут проверяться на соответствие Конституции, обсуждаться в Федеральном собрании, общественностью. Однако, как подчеркивается в средствах массовой информации при оценке сложившейся ситуации, уже в настоящий момент «оправдано стремление ввести в разумные рамки информационные отношения, определяемые интересами государства, общества, личности, найти компромиссные решения в вопросе удовлетворения информационных потребностей. Необходимо, чтобы не были утрачены демократические ценности, подчеркнутые в Окинавской хартии, – свободный обмен информацией и знаниями и, главное, – взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей, что и есть основа свободы».
        По оценка специалистов, информационная доктрина РФ, как составная часть концепции национальной безопасности страны, является и базовым документом для подготовки отраслевых специализированных прогнозов практически всех министерств и ведомств, в том числе Министерства культуры РФ и Министерства промышленности, науки и технологий РФ. Как явствует из публикаций «Новой газеты», Министерство юстиции РФ уже сейчас принимает непосредственное и активное участие в создании нормативной базы, которая должна лечь в основу деятельности всей системы информационно безопасности РФ (включая библиотеки), построенной на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, разработке и внедрении механизмов реализации правовых норм.
        Помимо правовых, Доктрина закрепляет и такие общие методы обеспечения информационной безопасности, касающиеся в том числе и библиотек, как организационно-технические и экономические: повышение государственного руководства деятельностью государственных СМИ, проведение государственной информационной политики, подготовка кадров, где свой сегмент будет иметь, без сомнения, и ряд новаций МГУКИ в этой области. Предметом особой заботы будущих библиотекарей-профессионалов, занятых в информационной сфере, должно быть воспитание (и оправдание) доверия к качеству и достоверности публичной информации. Как подчеркивает директор ГПНТБ РФ А.И. Земсков, информационное общество – это «открытое общество с доверительным отношением к достоверности той информации, которую потребитель получает из сети и с его (либо её) готовностью доверительно без страха немедленного воровства «положить» в сеть и свои открытия, результаты творчества и наблюдений». Именно в этом деле, как считает этот один из самых компетентных специалистов библиотечно-информационной сферы мирового сообщества, особенно значимой может быть роль специальных и универсальных (прежде всего, научных) библиотек и библиотечных ассоциаций.
        Востребованность этих учреждений напрямую зависит от воплощения в их деятельности сформулированных в Доктрине четырех принципов информационной безопасности, составляющих интересы России в информационной сфере. Во-первых, соблюдение конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею. Во-вторых, информационное обеспечение внутренней и внешней государственной политики страны. В-третьих, развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, телекоммуникации, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок. В-четвертых, защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности национальных информационных и телекоммуникационных систем
Приоритеты деятельности библиотек «диктуют» наполнение и определенный пересмотр их основных социальных функций. Как это было на всем протяжении развития отечественных библиотек, так и теперь, когда провозглашается плюрализм мировоззрений и взглядов, этика библиотекаря как будто предполагает идеологическую нейтральность, государственная (прежде всего, специальная) библиотека призвана исходить, прежде всего, из общегосударственных интересов развития науки и техники в целом, а не отдельных групп людей или предпринимателей.
        В заключение подчеркнем, переход и информационному обществу в России, базирующемуся на изложенных в Доктрине основных принципах информационной безопасности, призван дать новый импульс углублению и развитию (в отличие от прагматических, а часто – меркантильных мотивов Запада) духовной ориентации нашего Отечества в XXI в.

 
Hosted by uCoz