Захарова Т.Н., Губерман Ю.Д.
НЕИЗВЕСТНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В ЗАПОЛЯРЬЕ

        Норильск – жемчужина российского Заполярья, оплот мужества и труда славится своим горно-металлургическим комбинатом, его людьми, отличающимися особым климатом взаимоподдержки, решительности, человеческого достоинства. Но известен он и с теневой стороны: с 30-х гг. здесь размещался ГУЛАГ, ликвидированный только в 1956 г., где отбывали срок, в основном, политические заключенные с мировыми именами (т. наз. осуждённые по 58-й статье – антисоветская агитация). После ликвидации ГУЛАГа был создан исправительно-трудовой лагерь уголовников (в документах – «Почтовый ящик»), где была открыта библиотека, о которой пойдёт речь.
Автор данной публикации, будучи директором научно-технической библиотеки комбината, наблюдал за работой этой библиотеки на протяжении нескольких лет, участвуя в комплектовании фонда и чтении лекций в «зоне» по линии Всероссийского общества «Знание»; соавтор шесть лет работал директором средней школы для осуждённых, заместителем председателя наблюдательной комиссии.
Тема обслуживания заключённых была закрыта до 1995 г., только благодаря победе демократии к ней открылся доступ.
Тяжелейшие природные условия Севера и режим заключения закаливали осуждённых, воспитывали своё собственное отношение друг к другу, взаимоподдержку.
        Для выживания им было необходимо трудиться, учиться и отдыхать. В выполнении этих задач немалую роль играет библиотека. Она выполняет в «зоне» весомые для общества функции: воспитательные, образовательные и досуговые.
Вместе с возведением корпусов заводов и жилых зданий в 30-е гг. в тундре появились личные библиотеки, привезённые первопроходцами-геологами и первостроителями. В 1938 г. на основе этих собраний книг была создана научно-техническая библиотека комбината, впервые был открыт доступ к фондам технической литературы «конвойным заключённым из числа высококвалифицированных специалистов, занятых на ответственной работе комбината». Позже (в 40-е гг.) появилась библиотека окружкома профсоюза, в середине 50-х гг. – городская и специализированной закрытой организации, находящейся за колючей проволокой. Её деятельность была направлена на выполнение высокогуманной миссии – содействие исправлению и перевоспитанию осужденных на основе художественной литературы. Одной из основных функций было обеспечение литературой учебного процесса средней школы, книгами для массовых рабочих профессий, а также помощь производству, открытому в «зоне». Важно отметить досуговую функцию библиотеки: библиотека являлась центром рекреации. Некоторые заключённые, находясь на территории карательной организации, лишённые на долгие годы свободы, стремясь сохранить человеческое лицо, постоянно посещали библиотеку в отведённое в их распорядке дня время. При этом надо учесть, что при отсутствии театров, музеев, стадионов библиотечное время для них являлось одной из наиболее доступных форм культурного отдыха и развлечения.
На территории лагеря находились две организации, выполнявшие гуманные миссии: средняя школа и библиотека, которые занимали приличные помещения в двух бараках.
        Имевших начальное образование обязывали посещать школу. В школе осуждённые учились с 5-го класса (неграмотных зэков не было), получали в «зоне» аттестат зрелости. В среде свободных педагогов они чувствовали себя людьми, где не ущемлялось человеческое достоинство.
Учителя школы работали в тесном контакте с библиотекой. Все учащиеся были постоянными читателями библиотеки. Помимо них почти половина осужденных, имевших образование, пользовались ею. Контингент лагеря, в основном, молодёжь до 35 лет, пожилых почти не было. Это заблудившаяся часть общества, многие из них стали заключёнными ещё в подростковом возрасте: бывшие «трудные подростки», дети, выросшие в неблагополучных семьях, безнадзорные. Они совершали правонарушения; в детстве и юности, как правило, библиотеки не посещали, позже приобретали несколько судимостей. Менталитет читателя – отбросы общества, уголовники, рецидивисты.
В 70–80-е гг. библиотека находилась в отдельном бараке на втором этаже, занимала хорошо отремонтированное и оформленное местными художниками (из числа заключённых) помещение, состоявшее из абонемента и читального зала на 15–20 посадочных мест. Это своего рода учебный класс. В отличие от свободных учителей на должность библиотекаря назначались лица из числа заключённых, имевших высшее образование (врачи, педагоги, инженеры).
        Библиотека находилась в подчинении культурно-воспитательной части лагеря. Её фонд хорошо укомплектован, насчитывая около сорока тыс. печатных единиц. Его источники – первые личные библиотеки, кроме того, часть литературы безвозмездно передана научно-технической, профсоюзной, городской, институтской библиотеками Норильска. Финансирование комплектования осуществлялось политотделом Красноярского края, литература закупалась в бибколлекторе плюс за счёт средств, полученных в результате перевыполнения плана производственными мастерскими лагеря (выделялись начальником почтового ящика), приобретение книг осуществлялось в местном книготорге. Выписывалась периодика, включая политические и литературно-художественные журналы. В фонде библиотеки собраны уникальные дореволюционные издания классиков русской литературы, фантастика, детективы, произведения советской прозы, учебная и методическая литература, книги по технике (производственная литература по строительству, электротехнике, обработке металлов и дерева). Широко представлены справочные и научно-популярные издания. В помещении библиотеки оформлялись стенды новых поступлений книг и уголки в помощь слушателям политзанятий (введены в местах лишения свободы с 1961 г.). Всё это способствовало расширению общеобразовательного уровня и политического мышления зэков.
        В 80-е гг. начальник лагеря сделал из тюрьмы благоустроенный посёлок: создал условия, приближенные к домашним.
Лагерь отличался хорошей материальной базой для трудового воспитания заключённых: имелся комплекс механических, деревообрабатывающих и швейных мастерских, оснащённых современными механизмами. Выдавалась готовая продукция для комбината и города. Большая заслуга начальника лагеря – стопроцентный охват работой осуждённых, что позволило иметь им заработок, приобретать специальность, приобщаться к труду и предотвращать эксцессы в среде осуждённых (не оставалось свободного времени для драк, разборок, убийств). Главная черта норильских мест лишения свободы – занятость осуждённых в трудовом процессе.
Печальное явление современной действительности – тюрьмы и заключённые, они продолжают существовать, поэтому вопрос об их обслуживании остаётся актуальным. Светские библиотеки оказывают большую помощь в развитии лагерных библиотек. Закон о библиотечном деле делает общедоступными библиотеки для всех категорий населения. К сожалению, работа библиотек лагерей не стала предметом серьёзного анализа наших специалистов.
Hosted by uCoz