Добровольский В.В.
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД 
(1700–1917 гг.): ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СРЕДЫ

        Синодальный период истории Русской Церкви получил свое определение в связи с деятельностью Святейшего Правительствующего Синода, заменившего власть патриарха. Если выделение предшествующего периода – «русского патриаршества» (1589–1700) – носило по существу формальный характер, то рассматриваемый исторический этап являлся принципиально новым не только по форме, но и по содержанию – эпохой «государственной церковности». По сути, петровские церковные реформы явились первым опытом активного государственного вмешательства в дела церкви, исторической основой для церковной политики 20–40-х гг. советской власти, поддерживающей деятельность обновленческой церкви.
        Издательская деятельность как многомерное отражение бытия и духа Русской Церкви испытывала на себе формирующее воздействие целого ряда факторов внутреннего и внешнего плана. Важнейшим фактором внутренней жизни церкви выступала изначальная и впоследствии стабилизировавшаяся незавершенность проводимой сверху церковной реформы, что обусловливалось отсутствием постепенного преобразования всех уровней церковных начал. Серьезно деформировали развитие издательской работы необразованность приходского духовенства, неразвитость школьного дела как общеобразовательного, так и специального церковного, литургический характер русского православия с отодвижением на второстепенный план роли разума в восприятии религиозных постулатов. Особым фактором явилась острая борьба со старообрядчеством, которая была поставлена во главу всего пастырского служения и сопровождалась значительным ослаблением миссионерской деятельности церкви.
        Существенное влияние на развитие литературно-издательской работы Русской Церкви оказывали также внешние факторы, формировавшиеся независимо от церкви и отражавшие особенности деятельности российского государства в целом. Можно выделить четыре важнейших фактора, действие которых поставило перед Русской Церковью новые, чрезвычайно сложные проблемы: новая государственная политика по отношению к церкви, территориальный рост государства, стремительный прирост населения, кардинальные изменение в социальной структуре общества.
        Новые отношения между церковью и государством формировались не только государственной церковностью. По существу государственная политика явилась реальным воплощением теоретических построений официальной церковной доктрины и светской публицистики 2-й половины XV в. о «Москве - третьем Риме». После падения Константинополя и гибели Византийской империи на московском престоле правил единственный в мире православный царь - защитник истинной веры. В рамках таких воззрений учение патриарха Никона о «двух властях» привело к обвинению его во вмешательстве в дела государства. Церковь еще до Петра I попадает в фактическое подчинение государства, которое в XVIII в. оформляется на базе государственных правовых норм. Этому способствовала эсхатологическая позиция самой Русской Церкви: важнее земной жизни подготовка к жизни на небесах.
Расширение территории Русского государства на юг, запад и особенно на восток повлекло расширение числа епархий, строительство новых церквей, численное увеличение духовенства. Кроме того, государственная экспансия сопровождалась активной миграцией коренного населения Московского государства. В число подданных империи вливались последователи других религиозных конфессий. Все это требовало соответствующего издательского обеспечения.
        Территориальный фактор был превалирующим в первой половине синодального периода, затем доминирующим стал фактор прироста населения. За рассматриваемые годы население государства увеличилось почти в 13 раз. Православные составляли лишь около половины жителей страны. Православная Церковь оставалась господствующей только в силу правового статуса, что, несомненно, оказывало серьезное воздействие на изменение содержания ее издательской работы.
Наконец, вследствие реформ серьезно изменился социальный и духовный образ русского народа. Секуляризация, европеизация, формирование новых влиятельных сословий, несправедливое распределение государственного бремени раскалывали русское общество, формировали совершенно иную паству. Церковь как институт государства становилась для многих ответственной за недостатки в государственном устройстве. Изменившиеся формы и методы пастырского служения требовали новых подходов к издательской деятельности, расширения издательского репертуара.
Hosted by uCoz