Глазков М.Н.
МАССОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ И ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В СССР 1930-х гг.

      XV съезд Всероссийской коммунистической партии (декабрь 1927 г.) главнейшей целью назвал форсированную индустриализацию страны, построение мощной промышленной базы в Советском Союзе. Подобные глобальные преобразования невозможно было осуществить без резкого роста уровня грамотности и образованности народа. Причем, взрослое население требовалось обучить без отрыва от производства. Следовательно, стало необходимо укреплять библиотеки как испытанную базу образования и самообразования. В нашей стране началась общегосударственная библиотечная кампания в помощь индустриализации, широко развернулось «производственное просвещение».
Для материализации данной программы была разработана система мероприятий. Прежде всего, библиотекари сами знакомились с актуальными политехническими проблемами. Следующим шагом становились громкие гения соответствующей литературы и беседы о прочитанном. Они могли проводиться как в библиотеках, так и на фабриках, заводах, прямо в цехах. Эти библиотечные мероприятия были доступны даже малограмотным и неграмотным трудящимся. Для более подготовленных читателей библиотекари организовывали вечера вопросов и ответов, лекции приглашенных специалистов на производственные темы, консультации, помогавшие рабочим повысить свою квалификацию. Активной формой пропаганды политехнических знаний являлись конкурсы на лучшего читателя производственной книги. Участники соревнования должны были прочитать литературу по выбранной злободневной и важной теме, а затем дать письменный отзыв о содержании изученных книг, ответить на ряд вопросов, подготовленных библиотекарями совместно со специалистами. По всей стране такими интеллектуальными соревнованиями было охвачено большое число читателей библиотек: Заметно возрастала выдача производственно-технической литературы, а сами трудящиеся заинтересованно стремились к повышению своих специальных знаний и навыков.
        Большое значение приобрело сотрудничество библиотек и актива инженеров, техников, специалистов. Уже в годы первой пятилетки в промышленных центрах оказался накоплен полезный опыт такого сотрудничества. Опираясь на актив, библиотекари привлекали читателей в «производственные кружки», проводили Дни техники, библиотечные производственные эстафеты и т.п.
Однако любая работа библиотек неэффективна без накопления богатых фондов литературы. К началу первой пятилетки в СССР ощущалась ее нехватка. Власти энергично принялись исправлять ситуацию дефицита. Органы Наркомпроса обязали библиотеки в 1931–1932 гг. 50 % своего бюджета тратить именно на приобретение производственно-технической литературы. Одновременно еще более укреплялось советское издательское дело. Многократно увеличились государственные ассигнования на закупку литературы, в том числе производственной, для массовых библиотек. Так, например, в 1938 г. этот показатель превысил уровень 1935г. более чем в 5 раз. Благодаря этим и иным мерам за годы довоенных пятилеток издание производственно-технической литературы увеличилось по числу названий почти в 7 раз, а по тиражу более чём в 10 раз! Потребности государственного строительства в библиотечных фондах оказались в целом удовлетворены.
Совершенно уникальным явлением, возможным лишь в то время энтузиазма и романтики, стало «рабочее авторство». Большое количество выпускаемых научно-технических книг оказывалось сложным для восприятия простых рабочих. На государственном уровне была поставлена задача создать массив популярной производственно-технической литературы, максимально доступной для малоподготовленного читателя. Одним из средств достижения этой цели явилось выдвижение авторских кадров из среды рабочего класса, способных ясно и доходчиво описать секреты своей профессии.
        При издательствах стали создаваться кадры популяризаторов производства из передовых рабочих. Они взялись за дело написания книг как в одиночку, так и целыми коллективами, цехами. В крупных городах организовывались кружки рабочего авторства. Занятия в них вели опытные писатели, редакторы, специалисты производства. В ходе разных массовых кампаний библиотеки выступали с призывом: «Ударников – в литературу!» Вообще, на местах библиотекам отводилась роль штаба, в который входили помимо библиотекарей представители издательств, профсоюза, партии, комсомола, инженерно-технической среды, ударников-рационализаторов и др. Библиотеки всеми силами помогали рабочим авторам в разработке плана книги, подборе материала, собиранию отзывов и рецензий на рукописи, привлечении профессиональных консультантов. Подчеркнем, что целый ряд написанных рабочими и опубликованных книг получили хорошую оценку специалистов, а часть из них была даже переиздана. «Рабочее авторство» лишний раз показало, какие самородки и таланты имеются в нашем обществе, какой могучий творческий потенциал заложен в нашем народе.
        Жизнь востребовала такие новшества в организации труда, как движение многостаночников, скоростные методы работы, совмещение профессий и др., что мы обобщенно называем стахановским движением. Бурный его рост поставил перед библиотеками задачу пропаганды литературы о зачинателях движения, их передовом опыте, коммунистических методах труда. Пропаганда самой идеи соревнования сочеталась в библиотеках с помощью в выполнении конкретных обязательств и планов соревнующихся. Авангард рабочего класса был взят библиотеками на приоритетное обслуживание. Так, они активно помогали стахановцам и рационализаторам производства, подбирая литературу по интересующей тематике. Практиковалось и книгоношество на дом рабочим-передовикам. Вообще, делалось немало, чтобы в «стахановскую элиту» вливались все новые люди труда.
        Конечно, в деятельности библиотек имелись свои недостатки. Но нельзя не отметить огромного их вклада в успехи индустриализации 1930-х гг. Если в 1928 г. численность инженерно-технического персонала в промышленности страны равнялась 119 тыс., то к 1940 г. она увеличилась почти в девять раз! Рост такого важного показателя, как производительность труда в индустриальных отраслях, благодаря повышению образовательного и профессионального уровня рабочих, составил в 1941 г. 343 % к уровню 1928 г.! К концу второй пятилетки технической учебой было охвачено несколько миллионов человек. Только в тяжелой промышленности их число составляло почти 70 %!
Гигантскими общими усилиями советский народ 1930-х гг. добился главного: преодоления технологической отсталости, полного завоевания экономической независимости СССР. По объему промышленной продукции СССР обогнал Англию, Германию, Францию и занял второе место в мире, уступая лишь США. Причем по темпам роста наша страна опередила и Америку. Валовая продукция промышленности в 1940 г. увеличилась в сравнении с 1937 г. на 45 %. Ни одно из крупнейших капиталистических государств не могло похвастаться подобными темпами развития.
Hosted by uCoz