Полосин Н.Н.
Ф.И. КАРАТЫГИН – ОРГАНИЗАТОР, ТЕОРЕТИК И ПРАКТИК БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

       Среди отечественных библиотековедов Федору Ивановичу Каратыгину принадлежит особое место. Как показывает история, именно силами настоящих подвижников своего дела, каким был Ф.И. Каратыгин, и развивается библиотечная отрасль, фундамент образования и науки. Выдающийся специалист, убежденный сторонник всемерного расширения сети библиотек, исследователь и педагог, Ф.И. Каратыгин внес весомый вклад в теорию и практику библиотечного дела.
        Библиотечная работа Ф.И. Каратыгина началась в его родном Костромском краю. Федор Иванович активно взялся за коренное переустройство библиотек. Возглавляя городскую районную библиотеку, достигнув должности инспектора по библиотечной работе Костромского губернского отдела народного образования, он последовательно проводил в жизнь свои убеждения, заключавшиеся во всесторонней помощи каждому желающему повысить свою грамотность, уровень образования, идейную и политическую подготовленность.
Каратыгин-практик постепенно накапливал и суммировал прикладные знания, которые со временем позволили ему перейти к просветительской и обучающей деятельности. Каратыгин выступал с докладами на семинарах, съездах библиотечных работников. Его педагогическая деятельность начиналась с работы на отраслевых библиотечных курсах в Костроме. Кроме преподавания, Ф.И. Каратыгин активно публиковал статьи организационно-методического содержания, по теории и практике библиотечного дела, прикладным аспектам самообразования и ликбеза.
        Велик вклад Федора Ивановича в краеведение и краеведческую библиографию Костромского края. Им была осуществлена всеобъемлющая работа по подготовке краеведческой библиографии революционного движения Костромы.
Каратыгин-теоретик скрупулезно изучал библиотеки, их функции и читателей. Он одним из первых поставил теоретическую исследовательскую проблему детальной дифференциации и типологии читателей как основу эффективно направленной работы библиотек. В связи с дифференциацией читателей он ставит задачи формирования специализированных программ самообразования, ориентированных на разные уровни подготовки и возможностей читателей.
        Каратыгин как талантливый организатор был замечен руководством и даже председателем Главполитпросвета, в связи с чем начал принимать участие в работе аппарата Наркомпроса, причем организаторские способности предопределили его большую роль в формировании библиотечных сетей, а также учебных планов подготовки библиотечных специалистов.
Каратыгин-педагог стоял у истоков Московского библиотечного института. Беззаветно преданный своему делу, он активно включился в преподавание профилирующих курсов, а также в руководство развивавшимся институтом, в котором вскоре стал заведующим учебной частью, заместителем директора. Его педагогический талант был отмечен в 1935 г. присвоением звания доцента.
Организаторские способности Ф.И. Каратыгина особенно ярко сказались в связи с его работой в годы войны по эвакуации фондов библиотек, а также в послевоенное время по библиотечному строительству победившего государства. Его организационная и научно-аналитическая деятельность в ГНБ, где он с 1937 г. занимал ряд руководящих должностей, принесла ощутимый вклад в развитие крупнейших библиотек страны.
        Свои обширнейшие знания Федор Иванович стремился передать следующим поколениям. Именно поэтому принял участие в создании учебника «Организация библиотечного дела в СССР». Его ученики и сотрудники (Ф.Я. Лиховид, В.В. Серов, Т.А. Мистрюкова и др.), с теплом вспоминая учителя, утверждали, что высокий потенциал личности Ф.И. Каратыгина, его научные и организационные достижения легли в основу замечательной научной школы, принадлежать к которой они считают за честь.
Идейно-теоретическое наследие Ф.И. Каратыгина нуждается в тщательном исследовании, ибо во многих отношениях оно не утратило своей значимости и в XXI в.
Hosted by uCoz