Гайнуллина А.В.

БИБЛИОТЕКИ ТАТАРСТАНА В ПРОЦЕССЕ

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Закон “О библиотечном деле” определяет “…библиотеку – как информационное, культурное и образовательное учреждение”. Таким образом, библиотека законодательно отнесена к системе образования.

В трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея, ставящая в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играют не только учебные заведения, но и внешкольные учреждения, в том числе и библиотеки. Более того, библиотеки как самые древние хранители знаний, традиций, мудрости стали важным атрибутом любой системы образования.

К первым библиотекам Татарстана можно отнести библиотеки учебных заведений: медресе и мектебе в XVII–XIV вв.; Казанской духовной семинарии, основанной в 1723 г.; духовной Академии (1808); Казанского университета (1804); Губернской гимназии (1835); Ветеринарного института (1874) и др. Эти библиотеки, помимо содействия учебному процессу, служили и развитию самообразования, ибо носили публичный характер.

В дальнейшем по мере демократизации библиотечного обслуживания в образовательную систему республики включались не только учебные, но и другие виды библиотек. Основной их задачей было обеспечение доступности фондов для самообразования, получения общего профессионального и высшего образования, содействие полному разностороннему развитию личности. Подтверждением могут служить даже частные библиотеки просветительской ориентации XIX в., предоставлявшие свои фонды публике, желающей читать и заниматься самообразованием. Наибольшей популярностью среди них пользовались библиотека инспектора Казанского учебного округа И.А. Сахорова, доктора медицины Н. Соловьева и купцов Стахеевых в Мензелинском уезде.

Задача подъема культурного и образовательного уровня всех народов, поставленная Советским правительством России в 20-е гг. XX в. требовала ликвидации неграмотности и введения всеобщего образования. Библиотеки России, в том числе Татарстана, принимали участие во всех мероприятиях по ликвидации неграмотности: вовлечение неграмотных в учебу, в непосредственное обучение, снабжение учебной и методической литературой. Об этом свидетельствуют отчеты Татглавполитпросвета, справки волостных библиотекарей. Библиотекарь в этот период выступает не только в рамках пропагандиста книги, но и в роли учителя, ибо обучал грамоте, технике чтения будущих читателей. Более того, библиотека зачастую, особенно в деревне, была единственным учреждением культуры и образования. В Татарстане тогда функционировало более 500 школ и пунктов ликвидации неграмотности при библиотеках.

Непрерывность процесса развития науки и производства поставила систему образования перед необходимостью реформировать свою структуру и содержание таким образом, чтобы зарождающийся интеграционный процесс между учебными заведениями и библиотеками республики не замедлялся самой образовательной системой. В целях осуществления этой задачи в Республике Татарстан Министерство образования и культуры разработали региональную политику непрерывного образования, особое место в которой уделено библиотекам. Основой для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Р. Даве, определившего 25 принципов образовательной системы, начиная с дошкольного воспитания и включая образование – основное, последовательное, повторное, параллельное – объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы.
 
 

Hosted by uCoz