Каратыгина Т.Ф.

ИСТОРИЯ МГУКИ ПРИ СВЕТЕ СОВЕСТИ

Одним из результатов развития профессионального образования в СССР-России в ХХ в. является формирование системы учреждений высшего, среднего и поствузовского библиотечно-библиографического и культурологического образования, в чем немалую роль сыграл созданный в 1930 г. Московский государственный библиотечный институт (МГБИ), преобразованный затем в Московский государственный университет культуры (1999).

Возглавляемое МГУКИ Учебно-методическое объединение (УМО), координирующее деятельность всех вузов культуры России, призвано заботиться о сотрудничестве с аналогичными учреждениями стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. При этом собственный опыт МГУКИ в области научно-теоретической и педагогической деятельности, рассматриваемый в контексте анализа и синтеза принимаемых организационных и других решений всеми родственными вузами, должен оцениваться не только с позиций реальной прагматической “пользы” и рыночных отношений, но и с позиций совести, с чувством нравственной ответственности перед обществом, перед профессиональным сообществом.

Представляется, такому подходу будет в немалой степени содействовать создание Музея истории МГУКИ, открытие которого планируется приурочить к 70-ой годовщине основания МГУКИ (начало 2000/2001 учебного года). В основу развития будущей новой структуры университета полезно положить идеи философа и библиотекаря Николая Федоровича Федорова, четверть века отдавшего служению библиотеке Московского публичного и Румянцевского музея, ныне Российской государственной библиотеке. Само существование музея по Федорову доказывает, что “совесть еще не совершенно исчезла”, ибо музей, по его мнению, “есть выражение памяти общей для всех людей”. Главное для музея “быть выразителем духа времени”, благодаря чему он сможет стать “надеждой века”.

Что же позволит будущему музею МГУКИ соблюсти “наказы” Н.Ф. Федорова? Думается, что прежде всего - перенесение в ХХI в. – в век информатизации понимания и реализации великой общественной миссии библиотеки, сводящейся, если говорить коротко, к содействию обществу в деятельности, направленной на процветание своего отечества, соблюдение государственных, национальных интересов всего населения России в целом. Раскрытие обоснования обусловленных этой миссией главных социальных функций библиотеки, выполняемых ею основных технологических процессов, форм и методов ею применяемых, нашедших отражение в трудах и деятельности профессорско-преподавательского состава, сотрудников и выпускников с момента создания университета и до наших дней, музей сможет осуществить путем:

    1. создания и использования очерков предварительного характера по отдельным периодам истории МГУКИ и, в первую очередь, по библиотечно-информационному факультету, связанных как с формированием библиотековедения и других родственных учебных дисциплин в целом, так и его отдельных частей, а также характеризующих вклад в разрешение наиболее актуальных проблем того или иного теоретика и практика библиотечно-информационной сферы;
    2. курирования подготовки исчерпывающей ретроспективной библиографии, а также обеспечения своевременной и полной текущей библиографической регистрации и аналитической росписи опубликованных и неопубликованных материалов по всем вопросам библиотековедения;
    3. создания мемориальных фондов корифеев библиотечно-информационной и культурологической сферы, в особенности не отраженных в архивах РГБ, ГАРФ и других аналогичных хранилищах.
Вторым важным моментом в деятельности музея является освещение музейными средствами подвижнического труда, направленного на реализацию главной миссии библиотеки – служения отечеству – педагогов и питомцев вуза из России (СССР) и стран ближнего и дальнего зарубежья. Контакты с последними МГУКИ осуществляет в отдельных случаях на протяжении многих десятилетий. Прежде всего, имеются в виду контакты с представителями вузов и библиотек Китая, Вьетнама, Индии, бывших среднеазиатских республик СССР, Украины, опыт общения с которыми подтверждает обоюдную пользу межгосударственного сотрудничества именно в плане реализации общечеловеческих идеалов: добра, справедливости, терпения, взаимоподдержки в решении насущных жизненных задач.

Следует особо подчеркнуть, что персоналии представителей МГУКИ не должны ограничиваться лишь преподавателями дисциплин профессионального цикла, а включать в свой состав и имена тех, кто трудился и трудится на общественных и общенаучных кафедрах, в библиотеке университета, лабораториях, учебно-вспомогательных и административно-хозяйственных подразделениях. Ведь все они вместе формировали личность молодого специалиста, находя подчас очень оригинальные, творческие, нетрадиционные подходы и формы как аудиторной, так и внеаудиторной работы с молодежью. Собрать и обобщить ценные крупицы того, что накоплено в этом направлении деятельности – задача быть может и не легкая, но при условии ее позитивного решения – продуктивная именно с точки зрения сегодняшнего дня, когда все меньше романтиков и самоотверженных просветителей, бескорыстных патриотов остается в обозреваемой отрасли, когда знания не направлены на реализацию высоких помыслов – укрепление престижа страны с учетом ее национальных, культурных особенностей, исторических традиций.

В третьих, создание музея – дело, что называется “общенародное”, общеуниверситетское. Преподаватели и студенты, нынешние и бывшие, учебно-вспомогательный персонал вместе с теми лицами, которые в той или иной мере лично соприкасались с жизнью настоящего вуза или хорошо знают ее по литературным источникам, призваны общими усилиями нарисовать его коллективный голографический портрет, прослеживая в динамике судьбы ушедших людей и связывая их со всеми перипетиями, которыми был богат ХХ в., в том числе – тяжелейшие политические репрессии 30–40 гг. и последующих периодов, а именно в годы Великой Отечественной войны и послевоенные, когда идеологическая, воспитательная, культурно-образовательная деятельность, осуществляемая также и библиотеками, жестко регламентировалась постановлениями ЦК партии, проходила под флагом всякого рода “борьбы” против космополитизма, сионизма, семейственности и т.п. Создатели этого портрета должны проявить максимальный такт и ответственность по отношению к оценке деятельности предшествующих поколений, не допуская как идеализации отдельных личностей, так и одностороннего стремления осудить того или иного человека вне исторических и политических реалий.

Следует учесть, что несмотря на то, что хотя представители ушедших поколений и были свидетелями и заложниками тоталитарного режима худших периодов истории, но все же от ума, воли, компетентности, обаяния, нравственности, совести лучших из них зависело очень многое.

Реализация основной философской концепции музея невозможна без параллельного решения задачи его соответствующего компьютерного обеспечения, позволяющего создать и затем оперативно пополнять базу данных по основным направлениям его деятельности. Кроме того, в перспективе возможно создание в МГУКИ с последующим включением через Интернет сети аналогичных музеев, сформированных как на базе родственных вузов, так и библиотек регионов, уроженцами которых являются те или иные ученые, внесшие вклад в научную, педагогическую, организационную деятельность МГУКИ. В числе последних должен быть упомянут созданный в ЦБС г. Уреня Нижегородской области фонд-музей уроженца этих мест, одного из основателей МГУКИ, видного ученого-библиотековеда Ф.И. Каратыгина, послуживший своеобразным прообразом для формирования в областной УНБ г. Орла музея В.Н. Денисьева – крупного библиотековеда и библиографоведа, одного из первых преподавателей МГУКИ.
 
 

Hosted by uCoz