Арзуханов А.С.

ВЫПОЛНЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

НА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Обобщен опыт организационно-методической работы Государственной аттестационной комиссии Московского государственного университета культуры и искусств (ГАК МГУКИ) по итоговой государственной аттестации студентов 4 и 5 курсов заочного факультета библиотековедения, библиографии и информатики.

С переходом отечественной экономики на рыночные отношения, развитием бесплатного и платного образования в деятельности вузов особое место занимает подготовка и переподготовка специалистов заочного обучения.

Традиционно основная роль в процессе заочного обучения принадлежит самостоятельной работе студентов. Используя различные методические пособия, студенты выполняют контрольные, курсовые и дипломные работы, предусматривающие изучение теоретических вопросов и разбор практических ситуаций.

Дипломная работа выпускника-заочника МГУКИ выполняется в соответствии с методическими рекомендациями, является самостоятельной работой и характеризует способность обучающегося самостоятельно мыслить, отражает умение работать с литературой.

В разработанных новых Методических рекомендациях (МР) по дипломному проектированию по специальностям 05.27.00 “Библиотековедение и библиография”, 07.19.00 “Информационные системы в социально-культурной сфере”, 06.12.00 “Менеджмент в социальной сфере” (составители: М.М. Клепикова, В.Г. Пачкова. М.: МГУКИ, 1999 г.) сформулированы требования к организационным, методическим и научным аспектам выполнения и защиты дипломной работы (ДР) для студентов библиотечно-информационных факультетов всех форм обучения, к тематике, содержанию и качеству ДР, приведены критерии оценки работы в целом, ориентирующие студента-выпускника на конкретные аспекты проработки текстовых и графических материалов.

В процессе ознакомления с ДР и в ходе их защиты у студентов выявлены:

·развитые навыки ведения самостоятельной работы, в том числе на основе изучения литературы и документов по специальности и смежным предметам;

·систематизированные и закрепленные теоретические и практические знания по названным специальностям и возможности применения ими этих знаний при решении конкретных функциональных производственно-технологических, научных, технических и социально-экономических задач;

·подготовленность студентов для самостоятельной работы в условиях современного библиотечного, библиографического и информационного обслуживания потребителей научно-технической информации и другой документации в различных типах библиотек, служб информации, коммерческих фирм, банковских и рекламных организаций.

Повышению качественного уровня ДР способствует то, что по тематике ДР студенты начинают работать уже, как правило, со второго курса, причем тематика ДР в большинстве случаев формируется по реальным и поисковым работам, содержащихся в курсовых, научно- и учебно-исследовательских работах студентов.

Члены ГАК выявили, что, наряду с разработкой профессиональных задач, по теме ДР большое внимание студентами-заочниками уделяется общей культуре подготовки на завершающем этапе обучения: умению обосновать актуальность проблемы, использованию современных библиотечно-информационных технологий, рассмотрению социально-экономических проблем библиотечных, информационных и коммерческих систем, вопросов педагогики и социологии в библиотечном деле, получению навыков качественного оформления текста ДР и пояснительной записки, графических и других материалов, прилагаемых к ДР, с помощью ПЭВМ.

Основные проблемы, которые можно выделить при организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения над ДР, следующие. Отмечены слабые навыки работы некоторых студентов с информационными источниками. Практика аттестации ДР показывает, что дополнительные усилия по поиску и изучению литературы прилагают наиболее усердные студенты. Подбор литературы и составление библиографии студентами только непосредственно в процессе написания ДР приводит к тому, что работы выполняются с использованием ограниченного числа, иногда устаревших, источников. Наблюдается также сложность применения полученных теоретических знаний студентами-заочниками, не работающими по специальности.

Все более важным становится использование студентами-выпускниками информационных возможностей компьютерных сетей (Интернет), которые значительно упрощают поиск материалов по теме ДР, проведение аналитических исследований. Вместе с тем недопустимо дословное переписывание студентами-выпускниками текстов из книг и статей, перепечатывание текстов из Интернет и других информационных источников.

В этих условиях перед преподавателями, научными руководителями ДР встает задача оградить студентов от примитивного перенесения значительных блоков готовой информации в ДР и направить усилия выпускников на творческое осмысление исследуемого материала, сравнение и анализ различных точек зрения, теорий и учений, на необходимость формирования собственных выводов. А с помощью источников информации студенты-выпускники должны лишь аргументировать эти выводы и делать их достоверными и объективными. В этом плане в период лабораторно-экзаменационной сессии деятельность научных руководителей ДР должна предусматривать проведение групповых консультаций и индивидуальных собеседований, в ходе которых должны даваться практические рекомендации по выполнению ДР как по форме, так и по содержанию. Студентам-выпускникам, тем из них, кто совмещает обучение в университете с профессиональной деятельностью, целесообразно выполнять ДР на основе изучения и анализа особенностей своей производственно-профессиональной деятельности.

В связи с изложенным для совершенствования организации самостоятельной работы студентов-заочников можно предложить принять решение о введении технического контроля ДР, суть которого в том, чтобы, выполненная ДР соответствовала требованиям Технического задания на дипломное проектирование. Следует установить, помимо внутреннего рецензирования, представление не менее двух рецензий из других учреждений и организаций.

Несмотря на указанные проблемы, можно с уверенностью утверждать, что большое количество “отличных” и “хороших” оценок на защитных ДР дает основание считать, что университету культуры и искусств удается сохранить высокий уровень подготовки специалистов на заочном факультете библиотековедения, библиографии и информатики.

Hosted by uCoz