Андреева Н.Е.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Новая система высшего образования России связана с пересмотром содержания обучения в свете современных методологических воззрений, отказом от унификации учебных планов, творческим поиском в развитии содержания и методики преподавания. Ярким признаком инновации в содержании и структуре современного высшего образования становятся новые профессионально-образовательные программы, дисциплинарные и междисциплинарные курсы, направленные на обучение методологии активной, творческой деятельности личности, свободно владеющей современными информационными технологиями.

Рассмотрим опыт применения современных информационных технологий в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ) на примере дисциплин библиографоведческого цикла.

На кафедре социальных коммуникаций и библиографоведения МГУКИ по новым специальностям разработаны следующие специальные дисциплины:

·Основы библиографоведения – предназначены для студентов вечернего факультета, получающих специальность “Система научно- технической информации”;

·Основы библиографии – рассчитаны на студентов заочного факультета библиотековедения, библиографии и информатики, получающих специальность “Менеджер в социальной сфере” и “Информационные системы в социально-культурной сфере”;

·Документографические ресурсы – подготовлены для студентов дневного отделения библиотечно-информационного факультета, получающих специальность “Документоведение и документационное обеспечение управления”. Все учебные дисциплины читаются студентам, получающим высшее образование на платной основе.

Целью профессиональных курсов является изучение отечественных и зарубежных библиографических ресурсов, доступных пользователям как в печатном, так и в электронном видах, отработка алгоритма поиска библиографической информации в постоянно меняющихся информационных ресурсах, овладение методикой создания проблемно-ориентированных библиографических баз данных, имеющих спрос на рынке информационной продукции и услуг. Необходимо научить студентов эффективно использовать передовые информационные технологии только на библиографоведческом уровне, чтобы не дублировать деятельность других специальных кафедр МГУКИ.

В процессе изучения специальных дисциплин значительное внимание уделяется обзору существующих отечественных и зарубежных машиночитаемых библиографических баз данных, их количественным и качественным характеристикам, обосновывается роль библиографических баз данных в системе информационного маркетинга. Особое внимание уделяется специфике хранения, поиска и использования видео- и микробиблиографической информации и компактным оптическим дискам. Необходимо, чтобы студенты понимали смысловую разницу между типами информации, записанной на микроформы и на электронные носители: микрография и видеография используются для записи ретроспективной и оригинальной информации, в то время как полнотекстовые публикации в Интернет обеспечивают доступ к современной, актуальной информации. Компактные оптические диски совместили в себе эти две тенденции.

Большое значение имеет знакомство студентов с документографическими ресурсами России, имеющими электронные аналоги. Внимательное их освоение позволяет сравнить эффективность поиска библиографической информации в соответствии с запросами пользователей, уделить внимание алгоритмизации библиографического поиска, лучше освоить современные средства хранения и использования библиографической информации. С этой целью изучаются электронные реферативные журналы ВИНИТИ; издания РКП – “Книги в наличии и печати”, МБИТ – “Телекоммуникационные сети и их информационные ресурсы”, научно-технического центра “Информрегистр” – “Базы данных России”, “Российские электронные издания” и т.д.

Дисциплины библиографоведческого цикла предполагают выработку у студентов навыков создания проблемно-ориентированных баз данных, дайджестов, пресс-релизов, умения работать с библиографическими базами и банками данных в on-line, off-line режимах. Чтобы привить навыки документографической деятельности и проверить усвоение учебного материала по теме “Методика создания проблемно-ориентированной базы данных” студенты выполняют контрольную работу, самостоятельно создавая проблемно-ориентированные библиографические базы данных на дискетах. Практические занятия проходят в компьютерном центре, они развивают навыки библиографической эвристики, предполагают участие в дискуссионном обсуждении учебных фильмов по созданию и использованию библиографической информации на нетрадиционных носителях крупнейшими библиотеками и коммерческими информационными фирмами России и т.д.

Для информационного обеспечения преподавания профессиональных дисциплин опубликованы программы:

·Основы библиографоведения: Программа.-М.:МГУК,1996.-10с.-Сост. Н.Е. Андреева;

·Основы библиографии: Программа.-М.:МГУК,1997.-8с.-Сост. Н.Е. Андреева;

·Документографические ресурсы: Программа.-М.:МГУК,1997.-10с.- Сост. Н.Е. Андреева

Материалы к изучению курсов:

·Основы библиографоведения: Методические указания для студентов.-М.:МГУК,1997.-28с.-Сост.Н.Е.Андреева;

·Основы библиографии: Материалы к изучению курса.-М.: МГУК., 1997.-20с.-Сост.Н.Е.Андреева;

·Документографические ресурсы: Методические материалы к изучению курса.-М.МГУК,20с.-Сост.Н.Е.Андреева

Разрабатываются учебные пособия и другие материалы.

Задачи специальных дисциплин будут успешнее решаться при кооперации преподавателей родственных кафедр других вузов культуры Желателен обмен опытом применения современных компьютерных технологий в преподавании конкретных профессиональных курсов, что будет способствовать утверждению уникальных способностей специалистов в эпоху глобальной информатизации.
 
 

Hosted by uCoz