Сыщенко С.В.

ТРАНСФОРМАЦИЯ КНИГОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Традиционно информатизация рассматривается у нас преимущественно как технический процесс. Однако вычислительная и телекоммуникационная техника делает организацию информационного пространства лишь технически возможной, поскольку является лишь средством информатизации. Решающим фактором информатизации являются социокультурные факторы, общественная потребность в созданной информации и знаниях, информационная активность населения, наличие высококвалифицированных специалистов, способных профессионально выполнять возложенные на них задачи. Следовательно, информатизация как социальный процесс нуждается не только в техническом, но и кадровом обеспечении, требует подготовки новой генерации специалистов, способных эффективно работать во всех сферах документно-информационной деятельности. Это создает объективные предпосылки для трансформации специальности “Библиотековедение и библиография” в связи с информационными приоритетами общества.

Одним из направлений трансформирования библиотечно-библиографического образования в Украине является усиление его книговедческой составляющей: переход от книговедческого теоретико-исторического обучения библиотекарей-библиографов к созданию учебных планов, предусматривающих единый цикл книговедческих дисциплин, обеспечивающих достаточную полноту знаний, умений и навыков будущих специалистов в области книгоиздательской и книготорговой деятельности.

Современное библиотечно-библиографическое образование создает надежную базу для подготовки специалистов для всей сферы производства, распространения и использования документной информации. Ориентация библиотечного специалиста на овладение новыми знаниями и технологиями позволит избежать излишнего количества библиотечных работников и сделает возможным их трудоустройство на смежных специальностях, например, в сфере информационного бизнеса, издательствах, книжной торговле.

Переход к рыночным условиям усилил коммерческую деятельность издательских и книготорговых предприятий, при этом обусловив дисбаланс тематики, типов и тиражей книжных изданий, однобокую универсализацию книжных магазинов. Это частично можно объяснить тем, что в издательских и книготорговых структурах недостает высококвалифицированных специалистов, что, в свою очередь, свидетельствует о назревании в перспективе кадрового кризиса. Современная издательская и книготорговая индустрия Украины, сориентированная на удовлетворение потребностей потребителей, требует пополнения своего кадрового состава новой генерацией книговедов, менеджеров издательского дела, способных быстро реагировать на смену ситуации на рынке, учитывать конъюнктурные колебания спроса на издательскую продукцию, откликаться на его изменения, эффективно решать творческие, организационно-производственные, правовые и книготорговые вопросы современного издательского дела.

Принимая во внимание приоритетное значение развития издательского дела в Украине и его кадрового обеспечения, Харьковская государственная академия культуры (ХГАК) в 1999/2000 учебном году, в рамках специальности “Библиотековедение и библиография” начала подготовку кадров по перспективной специализации “Библиография и книговедение” (квалификация: библиограф-книговед, менеджер издательской деятельности) квалификационных уровней бакалавр, специалист, магистр. В будущем году предполагается подготовка кадров высшей квалификации по двум смежным специализациям: “Библиография, книговедение и издательская деятельность”, “Библиография, книговедение и книготорговая деятельность”.

На факультете библиотековедения и информатики ХГАК создана концепция подготовки кадров для издательской и книготорговой деятельности, т.е. система современных концептуальных подходов к содержанию, формам и методам организации подготовки и переподготовки кадров по издательскому делу и книжной торговле; разработаны образовательно-профессиональная программа, учебный план, квалификационные характеристики бакалавра, специалиста и магистра.

Менеджер издательского дела рассматривается прежде всего как специалист, который осуществляет многоуровневый издательский маркетинг для более эффективного продвижения издательской продукции и услуг от производителя к потребителю и наоборот, от покупателя к издательству. Среди специальных дисциплин: “Издательский менеджмент и маркетинг”, “Экономика издательского дела”, “Редактирование и корректировка”, “Стандартизация и сертификация издательской продукции”, “Информационное обеспечение издательской продукции”, “Правовое обеспечение издательской деятельности”, “Издательский дизайн”, “Статистика печати”, “Системный анализ полиграфических предприятий”, “Информационные технологии в издательской деятельности”, “Организация издательской деятельности в Украине”, “Электронный документооборот издательского предприятия”, “Имиджелогия”, “Оргтехника”, “Сервис в Интернет”.

Менеджер издательского дела должен уметь правильно организовать издательский бизнес, максимально использовать возможности изменения конъюнктуры, маневрировать и использовать возможности различных региональных рынков, уметь выбирать партнеров и гибко перестраивать сбытовую политику издательства. Именно изменения поведения издательства (фирмы) во внешней среде и составляют суть маркетинговой деятельности, правильная организация которой позволяет выработать систему адаптивного реагирования на изменения ситуации на рынке и гарантировать устойчивый спрос на книги. Объектом деятельности выступает книга как в ее традиционной кодексовой форме, так и в электронном виде.

Выпускники специализации “Библиография и книговедение” по окончании вуза смогут работать менеджерами как в государственных, так и в коммерческих структурах, в учреждениях сферы издательского дела, редакционно-издательских отделах, полиграфических (книжные и газетно-журнальные издательства), книготорговых предприятиях, рекламных агентствах и фирмах, в сети распространения отечественной издательской продукции за рубежом и иностранной в Украине, в информационных и информационно-аналитических службах, в органах государственной библиографической регистрации и централизованной каталогизации, научно-исследовательских, документно-информационных структурах (библиотеках, музеях, архивах), в фондах поддержки развития издательского дела, отделах статистики печати и др.

Новой специализации принадлежит будущее, поскольку в ней есть объективная потребность, связанная с формированием рыночных отношений, существенными преобразованиями в издательском и книготорговом деле Украины.
 
 

Hosted by uCoz