Мезенцева О.П.

Проблемы развития библиотечно-информационного
образования: отечественный и зарубежный опыт

В настоящее время все мы являемся свидетелями бурного развития и формирования информационного общества. Информация в самых разных ее видах и формах представления пронизывает жизнь практически каждого человека. В связи с этим роль и значение работников библиотечно-информационных учреждений, призванных обеспечить надежный и оперативный доступ к информации, неизмеримо возрастает. Как оптимизировать подготовку таких специалистов? Какие новые концепции и подходы должны быть заложены в основу модернизации библиотечно-информационного образования? Эти вопросы волнуют сейчас ученых и практиков во всем мире. Вместе с тем круг и уровень выдвигаемых проблем, а также подходы к их решению весьма различны. В связи с этим представляется небезынтересным хотя бы кратко остановиться на сравнении взглядов отечественных и зарубежных специалистов в данной области.

Одним из самых новых документов, иллюстрирующим положение дел в области подготовки библиотечно-информационных специалистов в нашей стране, является приказ №181 “Об утверждении перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в области культуры и искусства”, подписанный министром образования РФ 24.01.2002г. В нем утверждено новое наименование специальности 052700 “Библиотечно-информационная деятельность”. В рамках этой специальности вузам культуры дано право присваивать выпускникам 4 квалификации: “библиотековед-библиограф”, “технолог автоматизированных информационных ресурсов”, “референт-аналитик информационных ресурсов”, “менеджер”. Кроме этого утверждено направление подготовки бакалавров и магистров в нашей области, получившее название “Библиотечно-информационные ресурсы”. Безусловно, утверждение нового направления и увеличение числа квалификаций потребуют от отечественных специалистов решения многочисленных задач. Обеспечение преемственности среднего специального и высшего образования, определение содержания и различий в подготовке бакалавров, специалистов и магистров в библиотечно-информационной сфере, соотношение вузовской и послевузовской подготовки (аспирантура, докторантура), наконец, соответствие получаемых выпускниками квалификаций и степеней номенклатуре должностей библиотечно-информационных учреждений – вот далеко не полный перечень проблем, требующих осмысления и решения. Тем не менее, введение нового направления и увеличение номенклатуры квалификаций, присваиваемых студентам библиотечно-информационных факультетов вузов культуры и искусства, является несомненно положительным. Это позволяет значительно расширить сферу деятельности специалистов данного профиля, отвечает современным потребностям практики. Кроме того, переход на подготовку бакалавров и магистров библиотечно-информационных ресурсов значительно приближает включение отечественного высшего библиотечно-информационного образования в общемировое образовательное пространство, дает возможности реального сотрудничества в данной области.

Обратимся теперь к зарубежному опыту. В конце января нынешнего года, когда в нашей стране был подписан упомянутый приказ, в Словении проходила 10-я юбилейная конференция BOBCATSSS, на которой автору удалось побывать. BOBCATSSS – это серия конференций, ежегодно организуемых студентами библиотечно-информационных школ и факультетов крупнейших университетов Европы ( само название BOBCATSSS образовано из заглавных букв этих университетов), под эгидой Европейской ассоциации библиотечного и информационного образования и исследований (EUCLID). Эта организация объединяет ныне более 40 европейских университетов. В ходе обсуждения главной темы нынешней конференции - “Человек и информационный специалист” – большое внимание уделялось вопросам подготовки библиотечно-информационных специалистов.

Как следует из выступлений участников конференции, этап становления двухуровневой системы подготовки библиотечно-информационных специалистов большинством западных школ уже давно пройден. Достаточно успешно применяется также кредитная система образования. Главными проблемами на сегодняшний день для европейских библиотечно-информационных школ является сближение образовательных программ, их “интернационализация”. С 1995 г. Библиотечно-информационные школы работают в рамках Европейской кредитной переводной системы (ECTS). Цель данной системы - облегчить возможности обучения студентов различных учебных заведений за рубежом, в определенной мере унифицировать получаемое образование. Участники конференции подчеркивали, что не смотря на определенные успехи, достигнутые в ходе реализации этой программы, еще существует большое количество проблем и вряд ли на сегодняшний день эту программу можно считать близкой к завершению. Пока еще существует большая разница в наборе дисциплин и их наполнении. Студентам библиотечно-информационных школ, желающим обучаться за границей чаще всего приходится продлевать свое обучение в родной стране.

Особо актуальными направлениями в сегодняшнем европейском библиотечно-информационном образовании являются изучение новейших технологий, в том числе электронных библиотек и организация дистанционного обучения. Интересно отметить, что на конференции постоянно звучала мысль о том, что современный информационный специалист должен не только владеть в совершенстве всем арсеналом новейших технологий, но видеть в каждом пользователе личность, уважать его индивидуальность, стремиться найти к нему подход.

В целом, следует подчеркнуть, что, не смотря на существенные различия в системе подготовки библиотечно-информационных специалистов, многие задачи, решаемые отечественными и зарубежными специалистами сходны. Проблема же стандартизации библиотечно-информационного образования является одной из наиболее актуальных и насущных.

Hosted by uCoz