Маккул Д.Л.

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БИБЛИОТЕКИ США:

ОТРАЖЕНИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В ситуациях, когда доступ к текущим журнальным и другим публикациям ограничен и лимитирован, Интернет может часто использоваться как альтернативный источник информации о развитии библиотечного дела. Существуют тысячи адресов, с помощью которых может быть почерпнута необходимая информация. Приводимый ниже краткий перечень адресов может послужить отправной точкой для идентификации необходимых и важных сведений о библиотечном образовании в США. Даны также адреса Web-страниц конкретных американских библиотек, охарактеризованы другие электронные ресурсы, связанные с библиотечным делом.

В Соединенных Штатах широко применяется система аккредитации. Эта оценочная система существует для обеспечения соответствия образовательных программ принятым в США стандартам. Первая базовая аккредитация оценивает программы образовательных учреждений в целом (например, американский университет обязан проходить полную аккредитацию один раз в 10 лет; аккредитация осуществляется на национальном уровне или на уровне штата – прим. пер.).

Вторая, специальная, аккредитация оценивает отдельные, в том числе профессиональные, программы. Она обычно проводится профессиональными ассоциациями. Аккредитацию программ библиотечного и информационного обучения в США проводит крупнейшая и старейшая библиотечная ассоциация – Американская библиотечная ассоциация (АЛА). Web-страница Службы аккредитации АЛА <http:/www.ala.org/ accreditation.html> содержит подробную информацию об аккредитации, включая полный текст принятого в 1992 г. “Стандарта аккредитации магистерских программ библиотечного и информационного образования”, и другие основополагающие документы, связанные с ним.

Следующий интересный документ, помещенный на Web -странице АЛА – Отчет комиссии по выработке регламента АЛА на конгрессе по профессиональному образованию <http:/www.ala.org/congreess/cope report.html>. Отчет 1999 г. включает рекомендации Комиссии, а также связывает пользователя с полными текстами вспомогательной литературы и содержит отсылки к другим относящимся к теме Web -сайтам.

Директория “Аккредитованные библиотечно-информационные магистерские программы” <http:/www.ala.org/oa/lisdir.html>, также содержащаяся на Web-сайте АЛА, поможет найти “домашние страницы” аккредитованных библиотечных программ в Северной Америке. На этих страницах можно найти богатейшую информацию об американском библиотечном образовании, включая правила приема и требования к уровню образования, учебные планы, полное описание читаемых курсов и их программы, имена и контактную информацию о профессорско-преподавательском составе конкретных библиотечных школ США.

Другим ценным источником информации о библиотечной профессии служат Web-страницы профессиональных ассоциаций. Эти страницы не только содержат информацию о деятельности самих ассоциаций, но также часто содержат полные тексты документов и отсылки к другим полезным Web-сайтам. Для получающих библиотечную профессию “Страница Ассоциации библиотечного и информационного научного образования” <http:/www.alise.org> предоставляет, помимо другой информации, сведения о преподавательских ресурсах и особенностях дистанционного обучения.

Страница Ассоциации специальных библиотек (СЛА) <http:/www.sla.org> представляет полный текст документа “Компетенции библиотекарей специальных библиотек в XXI веке”, принятого в 1996 г., который определяет набор профессиональных и личных качеств и умений, необходимых библиотекарям для того, чтобы достойно встретить “происходящие в настоящее время стремительные социальные, технологические и профессиональные изменения”.

Web-сайт Американской библиотечной Ассоциации <http:/www.ala.org> содержит множество документов, представляющих интерес для специалистов, включая отчеты и доклады, разработанные подразделениями и комиссиями АЛА (например, тексты стандартов для университетских библиотек и библиотек колледжей).

Список пятнадцати ассоциаций в области библиотечных и информационных наук может быть найден по адресу: <http:/alexia.lis.uiuc.edu/gslis/lsx/professional.html>. Для того чтобы найти подробную информацию о конкретных библиотеках, можно для начала использовать два сайта: LibWeb, Библиотечный сервер в WWW <http:/sunsite. berkeley.edu/libweb>, ежедневно пополняемый, содержащий более 3000 страниц о библиотеках более чем 90 стран мира, и “Список публичных библиотек” SJCPL <http:/sjspl.lib.in.us/homepage/publiclibraries/publibsrvsgpherwww.html#WWWSRV, представляющий 614 публичных библиотек мира, которые имеют свои Web-страницы.

Наконец, для тех кто не имеет доступа к текущей издаваемой литературе, особенно полезными в плане получения информации о всех новшествах в библиотечном деле могут стать электронные журналы и списки их получателей. Web -страница “ Библиотечные периодические издания” <http:/www.ipl.org/cgibin/reading/serials.out.pl?ty&id =art4000> – это перечень, бесплатных, on-line периодических изданий, посвященных библиотечной и информационной науке. Название еще одной важной страницы – “Список библиотечных электронных периодических изданий” <http:/www.wrlc.org /liblists>. Она содержит обширную компиляцию результатов электронных дискуссий, списки дистрибьютеров и периодических изданий, интересных для библиотекарей-профессионалов.

(Авторизованный перевод и подготовка к публикации доц. кафедры библиотековедения МГУКИ, канд. пед.наук Мезенцевой О.П.)

Hosted by uCoz