Майорова Д.А.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА “ШКОЛА РУДОМИНО” ВГБИЛ

ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ СРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕК РОССИИ И СТРАН СНГ

Экономические, социальные и политические перемены, происходящие в России и странах СНГ в последнее десятилетие, не могли не сказаться на положении библиотеки в обществе. Изменилась роль библиотеки, изменились приоритеты ее работы. И сама модель взаимоотношения библиотеки с государством и обществом, стратегия ее существования и развития неизбежно меняется. Это означает, что библиотека как государственное учреждение уже не может существовать только на выделяемые им средства и должна употребить полученную долю самостоятельности на разработку и осуществление собственной стратегии развития в современном обществе. Ведущие российские библиотеки, во главе которых стоят талантливые руководители, поддерживаемые сплоченной, высокопрофессиональной командой, активно включились в эту работу и достигли положительных результатов в модернизации своих библиотек. Основные методы их стратегии заключаются в следующем:

·ориентация на информационные потребности общества;

·модернизация работы библиотеки в целях усовершенствования информационного обслуживания читателей;

·развитие взаимовыгодных отношений с партнерами, нуждающимися в услугах библиотеки;

·привлечение финансовых средств спонсоров, а также российских и зарубежных благотворительных фондов, которые финансируют проекты в области культуры в России и странах СНГ.

К сожалению, упомянутые библиотеки являются счастливым исключением среди множества библиотек России и СНГ, которые за прошедшее время не смогли приспособиться к изменившимся обстоятельствам. Главная проблема – отсутствие навыков управления в новых условиях, отсутствие информации об открывающихся возможностях и обмена опытом с коллегами в других регионах.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию Центр повышения квалификации “Школа Рудомино” ВГБИЛ предоставляет российским библиотекарям информацию по вопросам современного управления библиотеками: управление персоналом, управление проектами, стратегическое планирование, привлечение внебюджетных средств. С этой целью для руководителей библиотек проводятся 3-х дневные тренинг–семинары в регионах по теме “Управление библиотекой в условиях перемен”, а также ознакомительные стажировки в ведущих библиотеках Москвы и Подмосковья.

Методика организации стажировок. Основные этапы:

·отбор участников;

·подготовка программы;

·характеристика библиотек;

·тематический подбор занятий со специалистами ВГБИЛ;

·обратная связь, изучение результатов стажировки с помощью анкетного опроса участников.

Согласно данным анкетных опросов, проводимых среди групп российских специалистов, представителей библиотек Литвы, Республик Киргизстан, Таджикистан, наибольший интерес участников вызывают:

1. Документы Министерства культуры, регламентирующие деятельность библиотек; документы, разработанные библиотеками в поддержку своих нововведений, реорганизации отделов; перечни и прейскуранты платных услуг и т.д.

2. Вопросы автоматизации библиотечных процессов.

3. Вопросы комплектования фондов и подписки.

4. Введение новых форм информационного обслуживания пользователей, например, организация Центров социальной, деловой, правовой информации, курсов изучения иностранных языков.

В ходе стажировки руководители библиотек получают ответы на эти вопросы, получают консультации по многим другим вопросам из области управления. Таким образом, в процесс активного управления и модернизации работы библиотек вовлекается все больше библиотек регионов Российской Федерации и Ближнего зарубежья.
 
 

Hosted by uCoz