Клепикова М.М.

ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА НА НОВОМ РУБЕЖЕ

Заочная форма подготовки специалистов с высшим библиотечным образованием, продиктованная реалиями социальных экономических условий, успешно прошла почти семидесятилетний путь развития. Только за последнее десятилетие (1990–1999) на заочном отделении факультета библиотековедения, библиографии и информатики МГУКИ без отрыва от производственной деятельности получили высшее образование около 3000 работников различных типов библиотек и служб научно-технической информации.

Дальнейшее развитие науки, техники, культуры значительно повышают требования, предъявляемые к специалистам в области библиотечной науки и практики. Современный выпускник должен иметь широкий кругозор, четкое понимание тенденций в развитии общества, хорошую ориентацию в первичных и вторичных документальных потоках, обладать глубоким знанием аналитико-синтетических процессов, использовать новые информационные технологии.

В течение последних лет произошли существенные изменения в содержательной подготовке студентов по специальности “Библиотековедение и библиография”. Впервые разработанные государственные образовательные стандарты определили новую структуру учебных планов. В них особое место занимают дисциплины общенаучного и общепрофессионального циклов, являющихся фундаментом гуманитарного университетского образования. Вместе с тем широко представлены основополагающие курсы специального блока, дающие глубокие знания по теории, истории и методике библиотечно-библиографической деятельности. Государственный общеобразовательный стандарт вновь переносит акцент на специализации, закрепляя лишь одну квалификацию “Библиотекарь-библиограф”.

Осуществляется подготовка студентов-заочников по следующим специализациям: “Информационное обеспечение гуманитарных наук”, “Информационное обеспечение естествознания и техники”, “Организация патентной информации”, “Организация компьютерных коммуникаций”, “Библиотечное обслуживание детей и юношества”, “Управление в библиотечном деле”. По каждому блоку предусмотрена система дисциплин и курсов по выбору, обеспечивающая динамизм учебного процесса, возможность получать дополнительные знания по наиболее актуальным проблемам гуманитарных, естественных, библиотечно-библиографических и информационных наук.

Однако уже сейчас современная библиотека в своей структуре содержит не только традиционный фонд документальных ресурсов, но и фонд микроносителей, фонд на оптических дисках, электронные каталоги, различные документальные базы данных на дискетах и CD-ROM, осуществляет информационный поиск в локальном диалоговом режиме, в удаленном доступе через Интернет.

При дальнейшей разработке новых образовательных стандартов по специальности “Библиотековедение и библиография” необходимо учитывать дальнейшее развитие, изменяющиеся функции и характер деятельности библиотек, применение новых информационных технологий, компьютерной техники. В связи с этим для современной системы библиотек могли бы стать весьма полезными специалисты таких квалификаций, как: технолог (библиограф) электронных документальных баз данных, библиограф-референт (аналитик), библиотекарь-редактор ИПЯ, преподаватель специальных дисциплин.

Заочная форма обучения, как наиболее приближенная к практике и являющаяся составной частью непрерывного образования и повышения квалификации, создает благоприятные условия для соединения обучения и научно-исследовательской работы студентов. В структуру учебного процесса введены курс “Основы научных исследований”, спецсеминар по УИРС и НИРС, проведение научно-практических студенческих конференций. Ежегодно студенты-заочники участвуют во Всероссийском конкурсе научных студенческих работ. В 1999 г. дипломами Минобразования России и оргкомитета Всероссийского конкурса научных студенческих работ отмечены 15 работ студентов-заочников. Медалью Минобразования России “За лучшую научную студенческую работу” награжден студент-заочник Федоров А.К., который был руководителем маркетингового и социологического исследования в г. Волгограде “Библиотека и круг чтения деловых людей”. Частично опубликованы и внедрены в практику работы библиотек и информационных центров дипломные исследования 69 выпускников заочного отделения факультета библиотековедения, библиографии и информатики. 49 студентов выполняли дипломные работы по заявкам практических учреждений и предприятий по таким проблемам, как “Особенности информационного обеспечения сырьевого комплекса: экономические аспекты”, “Маркетинг как эффективная система управления современной библиотекой”, “Коллекция редких книг Смоленской областной научной библиотеки”.

Московская областная научная библиотека представила на конкурс, посвященный 70-летию Московской области, 2 научные работы студентов-заочников: “Организация и формы библиотечной рекламы”, “Истринская центральная библиотека: прошлое, настоящее, перспективы”.

Бурное развитие в последние годы телекоммуникационных технологий оказывает все большее влияние на характер деятельности библиотек. Многие библиотеки Российской Федерации активно участвуют в процессах автоматизации и компьютеризации, межбиблиотечных и международных процессах и программах. Новые информационные технологии, такие, как перевод традиционных баз данных на бумажных носителях на цифровые, электронные, развитие Интернет как транспортной среды передачи информации, использование гипертекстовых технологий и др., позволили создать в библиотеках Web-серверы, организовать удаленный доступ к базам данных, начать формирование электронных библиотек.

В последние годы заметно изменились и запросы пользователей. Приходя в библиотеку, наряду с традиционными каталогами и фондами, они все более охотно прибегают к интерактивным электронным каталогам, к информационным и полнотекстовым ресурсам. Происходит de fakto процесс внедрения в библиотечную сферу современных информационных технологий, что ставит новые серьезные задачи в подготовке специалистов с высшим библиотечным образованием. Информатизация высшей школы является исторической необходимостью, сегодня это реальность социокультурной ситуации, с которой нельзя не считаться. Эта проблема особенно актуальна в плане подготовки библиотечных кадров, сферой деятельности которых является информация. Поэтому остро встает вопрос о необходимости новых технологий образования, что и порождает новые требования к информационной поддержке процесса обучения.

Многие студенты-заочники являются непосредственными участниками процессов информатизации, внедрения новых информационных технологий и одновременно – они самая многочисленная группа пользователей библиотек для получения информации, повышения уровня своих знаний и наиболее адаптированная к новым источникам информации. В условиях заочной формы должны интенсивнее и шире разрабатываться и внедряться элементы дистанционного обучения. Интернет является удобной основой создания системы учебно-методического обеспечения обучающихся без отрыва от производства, так как представляет унифицированный доступ студентам к мобильным информационным ресурсам.

В связи с этим со всей остротой встает проблема разработки проекта дистанционного обучения работников библиотечных и информационных служб без отрыва от производства на основе кооперации кафедр, факультетов, библиотек. Организатором и руководителем проекта мог бы стать Совет по информатизации МГУКИ.

Дальнейшая стратегия подготовки специалистов без отрыва от производства требует систематической корректировки учебных планов, оперативного внедрения достижений библиотечной науки и практики, новых информационных технологий в учебный процесс и его организацию, а также тесного взаимодействия с библиотечно-информационными службами – заказчиками библиотечных кадров.
 
 

Hosted by uCoz