Киреева Н.Я., Невская Е.В.

Феномен компьютерной тревожности

В процессе работы за компьютером пользователи ЭВМ могут испытывать различные психические состояния, в том числе и компьютерную тревожность, которая в значительной степени обуславливает дискомфортное состояние человека. Специалисты предупреждают, что при таких обстоятельствах возможно усиление нервно-психического напряжения и, следовательно, изменение работоспособности и надежности оператора. Особенно актуальна проблема учета психических состояний в обучении, где от способности субъектов приходить в адекватные для учебной деятельности состояния зависит продуктивность учебного процесса.

Анализ субъективных переживаний в ситуациях дискомфортного взаимодействия с компьютером позволило определить несколько причин тревожности: боязнь испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; ощущение угрозы интеллектуальной самооценке; боязнь нового, незнакомого; ощущение дефицита времени. Обычно преобладает один вид тревожности, а другие сопутствуют и усугубляют дискомфортное состояние личности.

В исследовании были выявлены наиболее часто встречающиеся причины компьютерной тревожности у различных категорий пользователей. В анкетировании приняли участие школьники, студенты, преподаватели, специалисты (131 человек). Большинство респондентов (62%) испытывают компьютерную тревожность. Указанные причины фобии зависят от возраста, пола, образования респондентов, этапа обучения и способа получения компьютерной грамотности. Чаще всего тревожность испытывали респонденты, обучавшиеся с преподавателем (89,3%). При этом на начальном этапе обучения компьютерная фобия обусловлена ощущениями незнания, неумения и боязни что-либо сломать. Женщины испытывают тревожность значительно чаще мужчин – 78,7% и 48,7% соответственно. При этом помимо названных причин тревожности, отмечали и боязнь за свое здоровье. Наибольшая тревожность отмечена у респондентов-гуманитариев и у всех категорий пользователей в возрасте 17–21 лет.

Были выявлены взаимоотношения между психическими состояниями пользователей в динамике компьютеризированной деятельности. Пользователи, начинавшие работу в состоянии заинтересованности и любопытства, как правило, завершали ее в состоянии удовлетворенности. Состояние облегчения по окончании работы на компьютере испытывали лица, начавшие ее в состоянии растерянности, неуверенности и замешательства. Важным фактором улучшения компьютеризированного учебного процесса на начальном этапе обучения являются состояния внимания и интереса у обучаемых. Однако чрезмерная заинтересованность обусловливает нервозность и волнение в нестандартных ситуациях.

Проведенное исследование позволило сформулировать практические рекомендации преподавателям, ведущих занятия с использованием ЭВМ. Учитывая уровень компьютерной грамотности каждого учащегося, следует формировать группы обучающихся по трем основным направлениям: не обучавшиеся прежде; имеющие небольшой опыт работы с ЭВМ; желающие усовершенствовать свои возможности в работе с ЭВМ. Методические указания к учебным занятиям должны быть обязательными для учащихся I и II групп.

Негативное нервно-психическое напряжение может быть снижено, если в начале обучения знакомить учащихся со способами восстановления информации в случае неверных действий, сбоев программы. Поддержка позитивно окрашенных состояний пользователей должна быть заложена в обучающих программах или осуществляться участвующим в учебном процессе преподавателем. Процесс обучения в большей степени должен быть ориентирован на самостоятельную работу учащихся при минимальной консультации преподавателя.

Приведенный анализ наиболее часто встречающихся причин компьютерной тревожности у различных категорий пользователей позволит улучшить процесс обучения и работу специалистов.
 
 

Hosted by uCoz