Каширин С.В.

СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ “БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД”

В АНГЛИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ БИБЛИОТЕЧНЫХ ШКОЛАХ

“Библиотечный фонд” – учебная дисциплина, которая в обязательном порядке изучается на всех библиотечных факультетах. В целях улучшения содержания курса и повышения эффективности его преподавания целесообразно рассмотреть зарубежный опыт.

В разные периоды отечественные библиотековеды К.И. Абрамов, Р.С. Гиляревский, В.В. Серов, В.В. Скворцов, Ю.Н. Столяров анализировали состояние высшего библиотечного образования. Однако никто специально не сравнивал состояние курсов типа “Библиотечный фонд” в разных странах.

Ученые планы библиотечных школ в США и Великобритании организованы по принципу обязательности и избирательности. В Великобритании обязательная часть учебной программы Библиотечной ассоциации включает в себя 4 цикла:

    1. Библиотека и общество.
    2. Управление и организация работы библиотеки.
    3. Организация знаний в библиотеке.
    4. Библиографическое обслуживание и учет.
В США Обязательные программы характеризуются отсутствием стабильности и разнообразием содержания в каждой школе. По свидетельству американского библиотековеда Г. Марко, обязательными дисциплинами считаются: основы библиотечного дела, комплектование, каталогизация, общий курс управления библиотеками.

Особо стоит отметить курс “Организация и управление библиотечным делом”, имеющийся в учебных программах США и Великобритании. В этот курс входят вопросы формирования фондов библиотек: комплектование, организация и сохранность. Основное внимание уделяется технологическому циклу формирования фонда библиотеки. В США постоянно изменяют содержание и структуру курса “Организация и управление библиотечным делом”. Для американцев главное подготовить профессионального менеджера, который знал бы источники комплектования и систему организации фондов в библиотеке, а также владел основами библиотековедения и информатики.

Следующий обязательный предмет в англо-американских учебных заведениях – “Организация знаний в библиотеке”. В англо-американской практике библиотечные фонды – часть курса “Организация и управление библиотечным делом”. В некоторых библиотечных школах США вопросы формирования фондов из курса “Управление библиотечным делом” выделяются в курс “Текущие вопросы техники библиотечной работы”.

Библиотековеды Великобритании также рассматривают процесс формирования фондов как вопрос техники. В 1925 г. английский библиотековед Л. Макколвин издал учебник “Теория формирования фондов публичных библиотек”. Сам учебник не содержал теории, хотя главным постулатом его было: “... Следует осознать, что первейшая задача библиотеки – удовлетворять запросы читателей и не брать на себя формирование читательского интереса”. Сведение вопросов формирования библиотечных фондов до уровня технологии является контрастом в сравнении с научными основами, на которых строится формирования библиотечных фондов в нашей стране.

Библиотечное образование в США и Великобритании сильно отличаются от отечественной системы подготовки библиотечных кадров. Самостоятельного курса “Библиотечный фонд” за рубежом нет, хотя для каждой страны имеется своя специфика изучения технологического цикла формирования библиотечного фонда.
 
 

Hosted by uCoz