Исаева Е.Н.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИОНИКИ В БИБЛИОТЕЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Соционика – интегральная наука об информационной сущности человека и общества.

Педагогику как перспективную область приложения соционических знаний отмечали многие представители этой науки. Особо выделим книгу: Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике: Учеб.-метод. пособие.- 2 изд., стереотип.-Новосибирск.: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1998.- 268 с. (Практическая психология в образовании). На наш взгляд, это пособие будет полезно всем педагогам, в том числе преподавателям вузов и училищ культуры.

Идею применения соционики в библиотечных исследованиях впервые выдвинул В.И. Грачев в 1993 г. на страницах журнала “Научные и технические библиотеки”. Им предложено понятие “библиотечная соционика”. Теперь библиотекари, в основном, имеют общее представление о новой науке. Полагаем, что настало время внедрить соционику в библиотечное образование, чтобы соционические знания библиотечных кадров стали системными и эффективнее применялись на практике. Наша задача - наметить оптимальные пути внедрения соционики в систему библиотечного образования. Предлагаем три способа решения задачи.

1. Экспресс-способ. Преподавать соционику студентам всех библиотечных специальностей по книгам А. Аугустинавичуте, В.В. Гуленко, Р.К. Седых, О.Б. Слинько, Е.С. Филатовой, раскрывающим основы соционики и определяющим сферы ее приложения. Плюсы экспресс-способа: скорость внедрения и широта охвата. Минус: нет прямой связи рекомендуемых книг с библиотечным образованием.

2. “Прикладной” способ: включить разделы соционики в курсы главных дисциплин всех библиотечных специальностей. Так, библиотекарям-библиографам логично преподавать соционику с литературоведческим, педагогическим и психологическим уклонами, включив ее разделы в курсы библиотечного обслуживания, библиографии, педагогики и психологии. Для менеджеров библиотечного дела можно ввести разделы соционики в курсы библиотечного менеджмента и психологии. Плюс этого способа: связь с конкретными библиотечными специальностями. Минус: раздробленность соционических знаний.

3. “Медленный, но верный” способ: разработать учебники и методические пособия по библиотечной соционике как самостоятельной дисциплине. Плюс: наибольшая эффективность внедрения. Минус: значительные временные затраты. Третий способ привлекает нас больше остальных. В настоящее время мы занимаемся созданием общей теории библиотечной соционики на диссертационном уровне.

Hosted by uCoz