Дементьева Н.Ю.

ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

“БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА”

Проект национальной доктрины образования в Российской Федерации ставит в качестве основной задачи организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающее изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.

В последние годы на кафедре библиотековедения появились курсы, программы и учебники нового поколения, основной целью которых является подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных библиотечных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества.

На протяжении ряда лет студентам библиотечно-информационного факультета читался курс библиотечной статистики, являвшийся разделом общей теории статистики. В условиях развития рыночных отношений в стране библиотечная статистика является важным инструментом, обеспечивающим теоретическую и методологическую подготовку менеджеров библиотечного дела, маркетологов высшей квалификации. Курс библиотечной статистики тесно связан с менеджментом в библиотечном деле. В соответствии с государственной программой перехода России на принятую в международной практике систему учета и статистики реорганизуется система сбора статистической информации и совершенствуется методология анализа различных явлений, прогнозирования состояния и развития отрасли или организации на современном этапе.

В новой программе по курсу “Библиотечный менеджмент” статистика рассматривается в рамках темы “Учет, отчетность и контроль”.

В профессиональной литературе по менеджменту в последние годы все более широкое распространение получает термин “контроллинг”. В англоязычных странах укоренился термин “управленческий учет”, хотя работников занимающихся этими проблемами называют “контроллерами”. Термин “контроллинг” принят в Германии, откуда и пришел в Россию. Понятие “контроллинг” находится на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации и связывает все эти функции воедино. Эффективность управления обеспечивается достоверной информацией о деятельности.

При чтении курса по данной программе используются лекционные занятия, семинары, самостоятельная работа студентов (подготовка рефератов). По ряду тем используется выполнение практических занятий (постановка цели и составление планов статистического наблюдения; составление рядов динамики, таблиц, графиков и диаграмм с применением современного программного обеспечения; нормирование рабочих процессов и т.д.). Таким образом, студенты приобретают необходимые знания и умения, обеспечивающие высокопрофессиональное решение и координацию проблем будущего развития библиотек.

Hosted by uCoz