Горбачева Д.А.

К ВОПРОСУ О ВОСПРИЯТИИ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ

СРЕДНЕГО ВОСТОКА

Важной задачей является формирование духовно-эстетической культуры молодежи, направленное на то, чтобы она приобрела развитое чувство прекрасного, тонкий вкус, способность к эмоционально-чувственному познанию мира. Особенно это необходимо будущим библиотечным работникам, напрямую связавшим свою жизнь с миром книги.

В Казахстане в связи с этим особую актуальность приобретают вопросы этнопедагогики. Суверенность государства и приоритетное развитие национального искусства позволяет говорить о все возрастающей роли его в формировании евразийской культуры. В этнопедагогике заключена огромная сила, подкрепленная ее тесной связью с народным искусством, фольклором, баснями, творчеством музыкантов, писателей, художников. Формирование и развитие эстетических элементов сознания должно строиться не только на материале западно-европейского искусства, но и в полной мере включать историю развития среднего Востока.

В программах по мировой и отечественной культуре, по истории искусства этому вопросу уделяется не очень много внимания, а такое явление, как восточные живописные миниатюры, упоминаются вскользь. Образовательные, воспитательные и формирующие возможности миниатюрной живописи в системе профессиональной подготовки студентов вытекают из богатейших традиций ее блестящих школ, определяются высоким социально-историческим значением восточной миниатюры.

Исходя из этих предпосылок, применительно к подготовке специалиста культуры, был разработан спецкурс “Книжная восточная миниатюра и основа ее восприятия”, позволяющий формировать профессиональные качества работника на более высоком уровне развития эстетических отношений к действительности, способность к эмоционально-чувственному восприятия окружающего мира. Спецкурс применяется на библиотечном факультете ЗКИИ им. Даулеткерея. Цели и задачи спецкурса “Восточная книжная миниатюра и основы ее восприятия” включают:

·формирование и развитие чувства прекрасного, богатства внутреннего мира, эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности;

·создание основы для профессионального становления личности, творческого характера;

·активизация деятельности студента по овладению будущей профессией;

·привитие необходимых для будущей деятельности профессионально значимых качеств личности;

·развитие эмоционального, образного восприятия;

·воспитание целенаправленного, осознанного и устойчивого интереса к книжной восточной миниатюре.

Искусство оформления рукописной книги – уникальное сочетание каллиграфического совершенства, красоты оформительского декора и замечательных миниатюр. Вопрос орнаментально-изобразительного оформления книги решался в общем стиле литературного произведения и носил образно-типизированный характер. Книга – это весенний прекрасный цветник. В орнаментировании присутствуют элементы древнего манизма, эмблематичность, зашифрованная изобразительность, связь с фольклором. Изобразительное искусство было призвано помочь в формировании характера и направленности духовных интересов и вкусов читателей. При этом пользовались такими приемами, как иносказательность, условность и метафоричность. Поэтому очень важно научить студентов не только истории миниатюрной живописи, но и адекватному ее восприятию.

В результате анкетирования и интервьюирования студентов выяснилось, что основная аудитория мало знакома с восточной миниатюрой и ее стилями. На вопрос об основных существующих стилях (Ширазский, Гератский, Тебризский, Багдадский, Исфаханский, Бухарский, Самаркандский) – 41% опрошенных, ответили, что им известно 2–3 стиля, 18% студентов знают преимущественно самаркандский стиль, 22% ничего не знают о стилях. Это и предопределило необходимость введения данного курса. В условиях рыночной экономики от специалиста требуются новые качества, особенно творческого характера. Изучение и освоение книжной миниатюры, а также основ ее адекватного восприятия активно содействуют этим задачам.

Hosted by uCoz