Балашова Е.В.

ПЕРСПЕКТИВЫ КУРСА “БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ”:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Осуществляемая сегодня реформа российской высшей школы породила множество различных подходов, призванных обновить концепцию библиотечного обслуживания на современном этапе.

Один из тривиальных и, к сожалению, общепринятых путей – расширение традиционного курса за счет добавления новых разделов и тем. Но это не выход. Тем становится все больше, все труднее найти преемственность и связь между разделами и, в конце концов, искусственно созданный “мастодонт” рассыпается на множество “миникурсов” и “курсиков”, уже не составляющих единого целого.

Мы предлагаем принципиально иной подход к изучению курса “Библиотечное обслуживание”. Не пытаясь бесконечно растягивать или дробить материал, мы вводим новые оригинальные дисциплины, которые базируясь на традиционном, предлагают новые аспекты, новую проблематику, и, в конечном итоге, дают студентам новые выводные знания.

Оставляя за “Библиотечным обслуживанием” введение в проблему, с помощью специализирующих курсов “Социология молодежи” и “Социология чтения” можно рассматривать читательскую активность и читательскую направленность личности как результат социальной адаптации. С этих позиций чтение любой социальной группы характеризует как ее реальное место в обществе, так и общие, свойственные именно этой социальной группе идеальные параметры личностного развития.

Классификационные признаки изучения молодежи, принятые в социологии, при изучении картины чтения этой категории принимаются в качестве исходных, но не исчерпывающих. Чтение, как процесс, обладает собственными параметрами и характерными явлениями: мотивы чтения (потребности и интересы), читательская мода, культура чтения.

Рассматривая “Социологию молодежи” как отрасль социологической науки, изучающую молодежь на уровне социально-демографической группы общества, особенности ее жизнедеятельности и закономерности функционального развития, мы разделяем курс на две части.

К первой относятся: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в современном обществе; установление критериев возрастных границ; выявление потребностей и способов деятельности; исследование процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе.

Другую часть составляет специфическая проблематика: печать и чтение как фактор социализации молодого человека; библиотека как социализирующий институт; организация библиотечного обслуживания в помощь социализации личности; читательская мода в молодежной среде; формирование читательского поведения молодого человека.

“Социологию чтения” можно представить как важный элемент в структуре прикладной социологии, изучающей состояние и потребности людей в чтении, в издании новой и использовании имеющейся литературы; анализирующий факторы влияния на чтение; характеризующий интересы, вкусы читателей.

Функциональный подход к социологии чтения позволяет изучать читательскую деятельность как способ функционирования печати; качественные, содержательные стороны функционирования печатных источников; эффективность и характер их воздействия на читающую публику; структурные особенности печатной коммуникации.

Анализ социальных функций печати и социально-психологических (личностных) функций чтения определяет избирательную направленность восприятия произведений печати через систему социальных установок человека и ее преломления в читательской деятельности.

Очевидно, что социологическими направлениями изучения читателей и чтения дифференциация и дальнейшее развитие курса “Библиотечное обслуживание” не исчерпываются. Перспективными представляются “Реклама книги” и “Библиотечный дизайн”, которые, опираясь на традиционную методику обслуживания в библиотеке, раскрывают особенности рекламирования и дизайна с позиций новейших подходов и позволяют специализироваться в конкретной области деятельности.

Таким образом, изменения в современной социокультурной ситуации, отражаясь в чтении и читательском поведении, нуждаются в реалистической оценке. Поэтому задача объективного рассмотрения этих явлений с позиций социально-экономических и социокультурных процессов жизнедеятельности современного читателя определяется потребностями общества в качественном библиотечном обслуживании.
 
 
 
 

Hosted by uCoz