Багрова С.Г.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

Повышение квалификации персонала всегда признавалось важным направлением работы библиотек. По одному из определений, повышение квалификации – это совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей в соответствии с новейшими достижениями культуры, науки и техники, передовым библиотечном опытом.

В условиях беспрецедентной сложности и высоких темпов изменения внешней среды повышение квалификации становится определяющим фактором достижения стратегических целей. Долгое время считалось, что в прошлом было немало сделано для повышения профессионализма отечественных библиотекарей. Во многом это было действительно верно, однако современные условия требуют более фундаментального подхода.

Сложившаяся система включает в себя несколько уровней. Повышением квалификации библиотекарей занимаются: РИПКИ, ИПКИР, Высшие библиотечные курсы при РГБ; Международный центр НТИ; научные, областные библиотеки и др. центры.

По мнению исследователей, каждая структура замкнута сама на себе, выполняет собственные задачи; преследует свои цели. Целостной системы повышения квалификации нет. По сути дела данная система представляет собой лишь набор тех или иных форм повышения квалификации, унифицированно применяемых в определенных звеньях системы. Вследствие этого, повышение квалификации носит довольно формальный характер. Оно, не всегда, как правило, ориентировано на реальные потребности обучаемых библиотекарей. Самая распространенная система обучения – лекции ведущих ученых, при всей внешней эффективности, нередко используется только для “галочки”.

Все эти факторы породили в среде библиотечных работников, по меньшей мере, равнодушие к повышению квалификации.

В то же время остро ощущается необходимость перехода на новый качественный уровень – формирование методологии непрерывного библиотечно-библиографи-ческого образования.

Актуальной задачей становится разработка концепции обучения библиотечных работников. Представляется оправданной замена термина “повышения квалификации библиотечных работников” на более точный – “обучение библиотекарей”.

Новая концепция обучения основана на управлении человеческими ресурсами. Не случайно управление обучением подчиненных занимает все большее место в работе библиотеки.

Получить высокие результаты в управлении библиотекой можно только в том случае, если люди, которыми управленец руководит, обладают знаниями, умениями и соответствующем настроением, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. Когда подходящие люди приняты на работу, обучение становится основным фактором, обеспечивающим развитие их установок, умений и навыков, необходимых для хорошего выполнения работы. Обучение играет объединяющую роль в достижении библиотекой основных стратегических целей.

В одном из новейших учебников по управлению персоналом, предлагается использовать цикличную модель обучения.

Это модель напоминает циклы, существующие в проектных работах. С некоторыми модификациями она может применяться в библиотеках. Ее называют моделью систематического обучения. Она включает в себя: определение потребностей в обучении, составление учебных планов и программ, методы обучения и их выбор, оценка результатов обучения, система служебно-профессионального продвижения.

Итак, перспективы реформирования системы повышения квалификации библиотечных работников заключаются в формировании целостной концепции обучения библиотекарей.

Hosted by uCoz