Елисеева Ю.А.

ВИРТУАЛЬНЫЕ КНИГИ: ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ

КООРДИНАТЫ БЫТИЯ В КУЛЬТУРЕ

Введение в культурологическое, книговедческое знание нового термина “виртуальная книга” требует теоретико-методологического обоснования с целью смыслового наполнения понятия и установления сущностных характеристик виртуальной книги с точки зрения философии и психологии культуры.

Рассматриваемое понятие наиболее разработано в трудах культуролога М. Эпштейна. Согласно его определению, “виртуальная книга – мыслительная форма книги без ее текстуального наполнения; это функция книги, отделившаяся от ее бумажной массы; это знак книги без означаемого…”. Данную дефиницию можно дополнить: виртуальная книга не только образ субстанциальной книги, возникающий в сознании читателя, но и вымышленная книга, пересказанная или упомянутая в реальной книге.

Подобное объединение возможно потому, что в обоих случаях происходит конструирование книги как культурного феномена в отрыве от ее физической формы существования. С этой позиции электронную книгу нельзя считать виртуальной, поскольку материальный носитель имеется. Неточное использование термина “виртуальный” по отношению к электронной книге объясняется тем, что гипертрофируется значение способа нелинейной организации материала – гипертекстового. Однако между виртуальностью и гипертекстуальностью неправомерно ставить знак равенства: гипертекст – только форма придания целостности образу книги.

Здесь уместен вопрос: не происходит ли смешения понятий “книга” и “текст” (“произведение”)? Почему речь идет именно о виртуальных книгах как результате читательской перцепции? Выдвинем лишь одну объяснительную гипотезу. Возможно, архитектоника книги (как синтеза структурно-смысловых элементов текста и материальных элементов блока), по сравнению с автономным текстом, обладает в сознании читающего большей выразительностью. Замечено также, что “функционирование книги в культуре выработало установку на восприятие содержащегося в ней смысла как полного, гомогенного, развертывающегося последовательно и непрерывно”. Очевидно, существует определенная связь между спецификой книжной формы и холистическими механизмами психики человека.

В то же время универсализм книжной формы позволяет воплотить и принцип нелинейности (мышления, текста): книга мобильнее образует несобственное множество, являющееся элементом самого себя (книга книг есть книга). Смысловые связи образуются в нем стохастично, многомерно, разнонаправленно и свободно, захватывая все новые и новые элементы, полифонично объединяя их. В этом смысле виртуальная книга всегда контекстуальна, является миниатюрной моделью книги книг.

Исходя из этого, можно попытаться определить координаты бытия виртуальных книг в пространственно-временном континууме культуры (то есть в пространстве-времени бытия множества культурных смыслов). Пространственная развертка связана с логически-перспективными парадоксами, с принципом голографичности (виртуальные книги отражаются друг в друге, и каждая сохраняет механизмы реконструкции всей системы). Топологические характеристики виртуальной книги тесно связаны с темпоральными (модусы времени как бы “прорастают”, “переливаются” друг в друга, поэтому можно говорить о полихронности, охвате всех временных модальностей).

Следовательно, виртуальная книга в культурном хронотопе является символом темпорально-топологической синтетичности коммуникативных связей, что делает ее перспективным объектом междисциплинарного изучения.

Hosted by uCoz