Барейчева Р.М.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Полиграфическому оформлению библиографических пособий адресованных детям, не уделяется должного внимания. Составители считают важным оформление лишь красочной обложки и размещения в пособии иллюстраций. Такие показатели оформления как: формат издания, шрифт, убранство (оформление титульного листа, шмуцтитула, начальных и концевых страниц) вообще обделены вниманием издателей.

Сложившаяся ситуация объясняется не только экономическими трудностями, но и неразработанностью данных вопросов в специальной литературе. В настоящее время понятие полиграфическое оформление находится в стадии разработки. В научной литературе термины полиграфия и оформление рассматриваются отдельно.

Анализ и синтез научных понятий позволил дать определение термина “полиграфическое оформление книги” – воплощение содержания произведения в единой и целостной композиции издания, с помощью художественных и полиграфических средств, выраженных техническими средствами тиражирования.

Библиографическое пособие – это тоже книга, только особенная. Это книга о книгах. От ее оформления зависит, обратит ли на нее внимание читатель, заинтересует ли его библиографическое пособие.

Ныне недостаточно изучено влияние полиграфического оформления на восприятие пособий детьми. Разработкой данного вопроса занимается М.Ю. Сумина. Анализу влияния одного из его аспектов – иллюстраций – уделяют большое внимание Т.Н. Артемова, К.А. Алексахина, а также Т.А. Полозова, А.М. Горбунов, Н.Е. Давыдова. Нет ни одного библиографического пособия для детей, отвечающего требованиям полиграфического оформления, хотя попытки создания уже существуют.

Изучение полиграфического оформления и анализ специальной литературы позволил выявить следующие направления работы:

·создание библиографических пособий оригинальной формы и формата (в виде игрушек) для маленьких читателей, с учетом особенностей их возраста, интересов и т.д.;

·выделение пробелом, которое наблюдается во многих библиографических указателях для отделения библиографического описания от аннотации, автора и названия от библиографического описания и аннотации, заголовка от основного текста и т.д.;

·иллюстрирование библиографических пособий разными способами: фотографиями писателей, обложек книг, иллюстрациями заимствованными из книг, а также иллюстрациями художника, ответственного за выпуск издания. Каждое направление имеет свои положительные стороны: портреты писателей и обложки книг позволяют облегчить визуальный поиск изданий, помогают запомнить зрительный образ автора; иллюстрации художников, оформивших книги – узнать их манеру письма, видение ими героев книг, а оформление библиографического пособия одним художником позволит целостно его воспринимать.

Нами было проведено изучение отношения к полиграфическому оформлению, включающее в себя опрос в форме анкетирования, как детей-подростков, так и библиотекарей и моделирование ими полиграфического оформления конкретного библиографического пособия. Анализ результатов исследования позволил создать теоретическую оптимальную модель библиографического пособия, адресованного детям, а также выработать следующие рекомендаций для составителей по полиграфическому оформлению рекомендательных библиографических пособий:

·при выборе каждого из показателей полиграфического оформления необходимо учитывать читательское назначение создаваемого пособия. Так, например, чем меньше по возрасту читатель, тем больших формата и оригинальной формы требует издание;

·для читателей всех возрастов наиболее удобочитаемыми гарнитурами шрифта во всех кеглях являются гарнитуры литературная и обыкновенная новая. При составлении библиографических пособий необходимо использовать шрифты разной жирности и кегля для выделения заголовков и основного текста;

·в целях графической выразительности необходимо использовать средства рубрикации: чистый пробел, различные наборные или рисованные буквицы, разнообразно оформленные наборные заголовки, рисованные заголовки с введением орнаментных украшений, эмблем и т.д.;

·следует вводить единообразие в оформление библиографического описания и других элементов, повышающих наглядность. Это обеспечит быстроту поиска сведений о книге, так как библиографические пособия часто используются читателем не для углубленного чтения, а лишь для беглого просмотра;

·убранство издания повышает его выразительность, делает более привлекательным и приятным. Оно находит свое выражение в иллюстрациях и внешнем оформлении библиографического пособия;

·иллюстрации в изданиях для детей занимают важное место, именно они зачастую играют решающую роль в выборе, восприятии, понимании и оценке прочитанного ребенком;

·вопрос иллюстрирования библиографического пособия необходимо решать в двух аспектах: отбор иллюстрированных изданий с учетом восприятия детьми творчества различных художников, а также определение способа иллюстрирования самого пособия;

·место расположения иллюстрации на странице, ее размер и цветовое решение имеет большое значение и зависит от ее смысловой нагрузки, сопровождающего ее текста, читательского назначения самого пособия;

·обложка, переплет, суперобложка и форзац – 4 главных элемента внешнего оформления книги. Они выполняют две функции – художественную и охранительную. Именно они являются самыми привлекательными элементами. Их желательно оформлять красочно, ярко, броско и в то же время просто и понятно. Однако составители пособий для детей предпочтение отдают обложке, а не переплету, забывая при этом, что именно обложка, переплет и суперобложка должны обеспечить изданию прочность и долговечность;

·при издании библиографических пособий, адресованных детям, необходимо помнить также о воздействии их на здоровье растущего человека. Поэтому нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования к бумаге, применяемым шрифтам, набору, печати и т.д.

Для улучшения полиграфического оформления необходимо всестороннее и систематическое изучение и освещение в печати данных вопросов, выработка Государственного стандарта на полиграфическое оформление детских изданий, в том числе и библиографических пособий.
 
 

Hosted by uCoz